Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
179 сочинений
Главные герои
И их характеристика

««Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени»

Сочинение

Произведения Маяковского и Булгакова выбраны мною не случайно. Во-первых, оба они актуальны, так как поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывают, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество. Во-вторых, комедия Маяковского и повесть Булгакова написаны примерно в одно и то же время (в 1928 и 1925 гг.), это позволяет увидеть, что разных художников слова волновали одни и те же вопросы жизни, но каждый раскрывал их по-своему, под своим углом зрения. В-третьих, в сопоставлении двух разных произведений ярче раскрывается их смысл, особенности художественного мастерства и мировоззрения писателей, и, наконец, расширяется наше представление о сатире 20-х годов.

Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово — действенное орудие борьбы против них. Корни русской сатиры уходят в далекое прошлое (вспомним хотя бы фольклорного Иванушку-дурачка). Неудивительно, что после октябрьской революции жанр сатиры становится особенно популярным. Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Михаил Булгаков продолжают традиции замечательных русских сатириков Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, развивают их. Свои произведения они обращают против мещанства, обывательщины, бюрократизма и других пороков общества. Главным предметом изображения писателей-сатириков остаются нравы, обычаи и характеры людей. Наше время многие по праву называют революционным, поэтому сатира вновь становится одним из ведущих жанров литературы.

Булгаков одним из первых увидел опасность, таящуюся в нарушении демократических норм, гарантирующих свободную жизнедеятельность, инициативу и творчество. По-видимому, «мода» на Булгакова, в частности, на «Собачье сердце», объясняется именно тем, что эта мысль семидесятилетней давности совпала с нашими насущными заботами о восстановлении норм демократии в современном обществе. Жанр «Собачьего сердца» — трагикомедия. Это как раз то, что — в широком смысле термина — составляет сущность булгаковского творчества, как драматического, так и прозаического. За комизмом и нелепостями быта 20-х годов проступает трагический лик эпохи, которая сама допустила, сама дала сотворить с собой такое, чему мы можем дать верную историческую оценку лишь сегодня. Постепенное возвышение Шарика-Шарикова до мрачно-гротескной зловещей фигуры, абсолютная безнаказанность хамства, невежества, властолюбия, грубости, попрание человеческого достоинства и даже человеческой жизни страшны не сами по себе. Мы-то ведь все время помним, что перед нами лишь собака, превращенная в человека. Это возвеличивание страшно тем, что поощряется теми, против кого оно уже поворачивает свое оружие или вскоре повернет. Бедный Шарик менее всех виновен в том, что случилось. Из-за простодушной глупости получившего новую власть Швондера и иже с ним, и по причине утопических упований профессора Преображенского на «эволюционное» перевоспитание Шарикова, пес-хам может, в итоге, поднять оружие на человека, унизить его достоинство, стереть с лица земли даже память о нем. Страшна именно слепота, в общем-то, честных, хороших людей, допустивших появление Шарика-Шарикова.

Бездумный Шарик, превратившись в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, как никто приспосабливается к советской действительности. Он становится заведующим под отделом очистки города Москвы от бродячих животных. Шариков считает себя полноценной личностью, требует к себе уважения: в новоиспеченном обществе и собака может вполне сойти за человека. Булгаков показывает, что при попытке насильственно изменить в обществе все старые устои, плохие и хорошие, они легко разрушаются, и так же легко приноравливаются к новым условиям жизни проходимцы, легковесные и безнравственные люди. А вот создать что-то новое и что-то сохранить значительно сложнее. Финал произведения остается открытым: хотя Шариков профессора Преображенского вернулся в свое естественное обличье, шариковы и швондеры все же продолжают размножаться и процветать.


«Собачье сердце» по теме и художественному решению весьма приближается к «Клопу» Маяковского, написанному тремя годами позже (1928). Действие первых четырех картин пьесы происходит в 1929 году, то есть в том самом году, когда она была поставлена. И образы ее были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина — не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.

Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости — это носители таких пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Славные ребята из «молодняцкого общежития» изгоняют Присыпкина из своей среды, но в их числе есть люди, которым не чужды мещанские вкусы. Чтобы показать мещанство не только как порок современного быта, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действия остальных пяти картин на пятьдесят лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям, Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств мещанина Присыпкина.

Перенеся «героя» комедии в будущее, поэт придал ей огромный размах. С помощью этого смелого литературного приема он усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность в развертывании действия. Сатирическая острота и гиперболичность (сознательная преувеличенность) в характеристиках действующих лиц и в драматургических положениях пьесы помогли Маяковскому создать обобщения, расширяющие масштабы пьесы, наполнить образы подлинной социальной типичностью. «Собачье сердце» Булгакова созвучно современным проблемам экологии культуры, о которых так много пишут в газетах и журналах. И одна из них — это сохранение духовности. В борьбе с бездуховностью Булгаков — наш союзник. Писатель поднимает и вопрос о необходимости свободы личности как залога ее творческой активности и, в конечном счете, жизнеспособности общества, а она напрямую зависит от инициативы и творчества его граждан. «Собачье сердце» и «Клоп» близки по проблематике. Оба писателя ощущают своих героев некой «демонической силой», способной сокрушить культуру, стать причиной катастрофы. Присыпкин Маяковского в обществе будущего обречен жить в клетке зоопарка как уникальное животное. Булгаковский Шариков вновь становится псом как существо, не способное быть человеком. Люди, утратившие духовность, обречены. В будущем они станут чудовищным социальным феноменом. А сегодня? Мысли, высказанные более семи десятилетий назад, остаются современными и теперь, к общему нашему сожалению.

Другие сочинения по этому произведению


«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце») «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» «Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия) Булгаков и его роман "Собачье сердце" В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце») Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце») М. А. Булгаков «Собачье сердце» Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы) Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце») Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» САТИРА(По повести «Собачье сердце») Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце») Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»). Шариковщина - явление социальное «Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце» Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце " Образ профессора Преображенского История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце» Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести «Собачье сердце» Роковые эксперименты Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце») Конфликт в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века Шариков и шариковщина Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».) Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце" Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце» Противоестественный эксперимент профессора Преображенского Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века «Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».) «Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце") Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце» Великий эксперимент "Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце") Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления «Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А. «Разруха не в клозетах, а в головах» «Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце») Шариков - характеристика литературного героя Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце» Тема опасности «революционного» преобразования природы Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце») Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Творчество М. А. Булгакова Взаимоотношения Шарикова и Преображенского Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Роль автора в повести «Собачье сердце» Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце"). Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце" Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.) Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести Сюжетная основа повести «Собачье сердце» Шариков как типичный продукт своей эпохи Собачье сердце, Шариков и шариковщина «Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Интеллигенция в произведениях Булгакова Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце» М. Булгаков. «Собачье сердце» Краткая характеристика произведения "Собачье сердце" Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Итоги эксперимента «Шариковщина», как обществен­ное явление Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце" Мое отношение к профессору Преображенскому Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце» Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Фантастика в «Собачьем сердце» Собачье сердце, Роковые эксперименты Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова М. А. Булгаков и театр Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце» Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце» Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце» От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце" Экранизация повести «Собачье сердце» Экранизация повести М. А.  Булгакова «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение Проблематика и художественное своеобразие повести Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита») Новаторство повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как явления Профессор Филипп Филиппович Преображенский Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв) Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.) «Собачье сердце» повесть предупреждение Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита") Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце» «Расчеловечивание» Шарикова Собачье сердце Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце» Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как морального явления Как изображается Москва в повести "Собачье сердце" Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова Сатира Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце» Чем же занимается этот Швондер Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Сюжет и образы в повести «Собачье сердце» Почему ошибся профессор Преображенский Разумное и нравственное всегда совпадают Рассуждения над страницами повести Эксперемент и его последствия Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце") Приемы комического в повести «Собачье сердце» Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»