Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)»
Над одним из своих самых значительных произведений, повестью «Собачье сердце»,
«Собачье сердце" — произведение многоплановое, несмотря на свою кажущуюся внешнюю простоту. Совершенно необычная ситуация — обращение собаки Шарика в человека (в результате сложнейшей операции, произведенной профессором Преображенским) переплетаются здесь с конкретными бытовыми приметами времени и места. Тем самым создается ощущение реальности происходящего.
Профессор Филипп Филиппович Преображенский — гениальный ученый, блестящий хирург, типичный интеллигент. Он из тех, что вызывали резкое неприятие новой власти именно в силу своей воспитанности, интеллигентности, образованности. «Как вы себя ведете в присутствии двух человек с высшим образованием!" — возмущается профессор по поводу проявления откровенного хамства со стороны своего нового жильца. И далее, несмотря на продолжение грубостей, Преображенский по-прежнему обращается к Шарикову предельно вежливо, на «Вы».
Свое неприятие новой власти в лице большевиков Булгаков продемонстрировал, прежде всего, с помощью образа интеллигента Преображенского, позволяющего себе откровенно нелестные высказывания в адрес пролетариата. А также при помощи образа председателя домкома Швондера, человека очень невысокого уровня культуры.
Представитель новой власти Швондер устраивает совершенно нелепые спевки, пишет кляузу на профессора (хорошо, что бумага попала в руки человека, которому профессор сделал удачную операцию, который уважал и ценил Филиппа Филипповича и не дал этой бумаге ход).
Насмешку автора вызывает образ «персикового юноши в кожаной куртке». К профессору с просьбой отказаться от одной из своих законных семи комнат приходит целая делегация представителей новой власти. Она ведет себя бесцеремонно: топчет ковры, не затрудняя себя тем, чтобы снять грязную обувь, мужчины не снимают в помещении головные уборы. Филипп Филиппович с иронией спрашивает, обращаясь к одному из них: «Вы мужчина или женщина?»
Булгаков явно иронизирует над этой женщиной, которую всеобщая уравниловка заставила забыть, что она женщина, представительница слабого пола, и должна стремиться быть привлекательной. Эта героиня даже говорит о себе в мужском роде: не «заведующая», а «заведующий». Далее ирония автора продолжается: эта женщина — заведующий культотделом, хотя у нее нет ни малейшего понятия о культуре.
Свои взгляды на советскую власть, на деяния пролетариата Булгаков воплотил в речах Преображенского, который откровенно говорит: «Я не люблю пролетариат». Филипп Филиппович заявляет, что он сторонник разделения труда, уничтоженного пролетариатом.
При новой власти люди, пришедшие «наверх», не обладали ни необходимыми знаниями, ни культурой. Поэтому прав профессор, заявивший: «Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удастся, доктор, и тем более людям, которые, вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны!»
Очень оригинально трактует профессор такое социальное зло, как разруху. Он вопрошает Борменталя: «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?». И приходит к парадоксальному выводу» «Да ее вовсе не существует!»
Филипп Филиппович заявляет, что разруха господствует в новом государстве потому, что люди здесь занимаются не своим делом, они малообразованны и малокультурны. Он, а вместе с ним и Булгаков, убежден, что если доктор, вместо того чтобы оперировать, начнет у себя в квартире петь хором, то настанет разруха. Если человек, ходя в уборную, начнет «мочиться» мимо унитаза, в уборной получится разруха. Следовательно, «разруха сидит не в клозетах, а в головах!»
«Я за разделение труда!» — заявляет Преображенский. Он рассуждает совершенно здраво — пусть каждый занимается тем, что умеет. Одни пусть поют, даря людям наслаждение Искусством, другие занимаются «чисткой сараев», третьи — «подметают трамвайные пути», четвертые — лечат людей
Таким образом, в повести «Собачье сердце» Булгаков отразил свои взгляды на революцию 1917 года и на тот режим, который установился после нее. Писатель убежден, что «диктатура пролетариата» — пагубная практика, которая может привести и уже приводит к настоящей беде.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».