Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести
Образ профессора Филиппа Филипповича Преображенского — гениального ученого и врача — является одним из центральных в повести
Образ профессора неоднозначен. Филипп Филиппович — сложная и противоречивая натура, наделенная как отрицательными, так и положительными чертами. Вдобавок ко всему, Преображенский вынужден жить в переломную эпоху — он, дитя дворянской России, существует в России советской, не понимая и не принимая ее порядков.
Одним из основных приемов создания этого образа в повести служат монологи профессора, раскрывающие его взгляды на многие сферы жизни, характеризующие Преображенского как ученого и как человека.
Филипп Филиппович — гуманист, считающий, что на любое существо, человека или животное, можно воздействовать только лаской. Насилие, а тем более, террор не приведет ни к каким результатам, только, возможно, к ответному террору: «Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».
Это убеждение профессора, на мой взгляд, следствие его дореволюционного воспитания и университетского образования. Оттуда же — эстетские представления героя о быте: по его мнению, любой жизненный ритуал должен быть красив и доставлять удовольствие. Вспомним рассуждения Преображенского о приеме пищи: «Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь… Нужно не только знать что съесть, но и когда и как».
По представлениям Филиппа Филипповича, существование человека, личное и общественное, должно опираться на нерушимый постулат — уважения к личности, к ее внутреннему достоинству. Именно этот «священный закон» безжалостно попирается в советской России, и этого Преображенский категорически не принимает. По его мнению, приоритет интересов государства перед интересами личности ведет к разрушению этого же государства и людей, живущих в нем.
А неуважение к человеку профессор видит везде и, прежде всего, в собственном доме. Ученый поражен и возмущен тем, что там, где искони жили образованные и интеллигентные люди, стали пропадать калоши (!) Больше того, «новые» люди позабыли элементарные нормы приличия и «стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице».
Филипп Филиппович недоумевает, «на какого черта убрали цветы с площадок», почему после революции электричество регулярно гаснет? И героя не удовлетворяет ответ — «социальная разруха». Он считает, что причина кроется в ином — в разрухе, но не в обществе, а в человеке: «разруха не в клозетах, а в головах».
Что это значит, по мнению профессора? Преображенский глубоко убежден, что каждый должен заниматься своим делом. А в противном случае — неминуема катастрофа «…когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя!»
Однако и такому умному человеку и гениальному ученому свойственно ошибаться. Операция, произведенная профессором над Шариком, дала поразительные результаты — никто не ожидал, что собака превратиться в человека, но и никто не ожидал, что этот человек не будет поддаваться воздействию, воспитанию. Каждый день Филипп Филиппович с ужасом наблюдал, во что превращается его «детище» — смесь пса Шарика и пьяницы Клима Чугункина. И все больше Преображенский убеждался, что гены пролетариата губительны и что его «гомункул» социально опасен, несет угрозу, прежде всего, самому профессору: «…старый осел Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник».
Герой расстроен в крайней степени — ведь усилия его пятилетней работы привели к такому плачевному результату: «Вы знаете, какую я работу проделал — уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают».
Однако он, почти гениальный ученый, в состоянии признать, что ошибся, что взял на себя непосильную роль — Господа Бога: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу». И что, в сущности, его «гениальное открытие» «стоит ровно один ломаный грош».
Поэтому Преображенский решается уничтожить «результат своего эксперимента» — вновь превратить Шарикова в собаку. Что удачно и выполняет.
Таким образом, Филипп Филиппович Преображенский — интереснейший, неоднозначный и противоречивый, образ великого ученого в повести Булгакова «Собачье сердце». Одним из основных средств его раскрытия в произведении является монолог. Именно через монологи героя мы узнаем профессора как человека и как ученого: знакомимся с его взглядами на мир, жизненными принципами, его мыслями и чувствами.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».