Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
179 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"»

Сочинение

Выбрать из огромного числа произведений Михаила Булгакова лучшие - задача совем не простая. Булгаков - писатель, как говорят, от Бога, златоуст. Удивительный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея Толстого, Максима Горького, Бориса Пастернака, Александра Солженицина, - но и многих выдающихся деятелей культуры, таких как Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер.
Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского народа". Тема эта была незаживающей раной писателя. "Дикий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в своем дневнике. Но "несчастье" не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эту мысль Булгаков и стремился развить в своих произведениях. На мой взгляд, наиболее ярко и остро она выражена в повести "Собачье сердце".
Повесть была написана буквально на одном дыхании - всего за три месяца. Получилась вещь неслыханная, смелая, дерзкая. Безусловно, что одной из причин тому послужило полное неприятие Булгаковым нового советской власти. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать дневниковые записи писателя. Так, например, он писал 6 августа 1924 года: "Интересно было бы знать, сколько времени "Союз Социалистических Республик" просуществует в таком положении". В ночь с 20 на 21 декабря: "…Квартиры, семьи, ученые, работа, комфорт и польза - все это в гангрене. Ничего не двигается с места. Все съела советская канцелярия, адова пасть. Каждый шаг, каждое слово советского гражданина - это пытка… Во всем так."
Повесть "Собачье сердце" отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершиваяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее состояние.
Эта идея реализуется писаталем в аллегоричечкой форме посредством превращения с виду незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Впрочем, собачий ход мыслей добродушным и наивным не назовешь. Доводя аллегорию до предела, можно сказать, что пес-то и был с задатками того, что при превращении его в Клима Чугункина получилось Шариковым - по сути, типичным люмпен-пролетариатом. Так, окативший пса кипятком повар - "негодяй в грязном колпаке". Отсюда недоумение - "Какая гадина, а еще пролетариат!" То есть пролетариат теперь - новый хозяин, с существованием коего необходимо смириться (поскольку иных альтернатив пока не предвидится). Вот если бы повезло - и хозяином стал господин, которого пес за версту отличает от пролетариата - "Рабская наша душа, подлая доля!" За кусок краковской рабская душа готова лизать туфли, отгонять "всякую рвань, шляющуюся по Пречитенке" (не дай Бог, конкуренция!), не забывая при этом сохранять несчатный вид, чтобы жалость к нему не пропадала.
Продажность и рабство - самые яркие люмпеновские черты - у пса проглядывались определенно и четко. Зачем свобода, когда есть много еды?
"Что такое воля? Так, дым, мираж, фикция". А у ошейника, оказывается есть столько преимуществ! "Ошейник - все равно что портфель".
А Чугункин был всего лишь подворотным пьяницей, который точно так же, как и пес, принял нового хозяина в лице новой власти (как принял бы любую другую власть), и быстренько научился "думать по-новому". Адепты, как известно, есть самые яростные поборники новой идеи.

Целый ряд лиц вплетается в действие - но и они прочитываются чаще всего аллегорически. Более того, сами аллегории нередко многозначны и требуют многоаспектной расшифровки. Не так легко по тем же причинам поддаются распознованию и прототипы героев повести. Словом, политическая направленность произведения облечена писателем в великолепную литературную форму. Можно сказать с уверенностью, что сама действительность подсказывала ему способ изображения.
Конечно, высказать в повести сокровенные мысли Булгакову было трудно, особенно в отношении творцов революционных потрясений.
Профессор Преображенский и доктор Борменталь олицетворяют собой вроде бы вполне добродетельную российскую иетеллегенцию. В этом качестве они необходимы писателю для противопоставления пролетариату и результатам его деятельности.
Особенно ярким это противопоставление получилось в подборе актерского состава фильма "Собачье сердце". По-существу, это был своеобразный актерский поединок Евгения Евстигенеева и Романа Карцева. Лично я бы отметил работу Карцева. Карцев, известный как комический актер, "довел" Швондера в его аллегоричности до абсурда. Его Швондер - не просто представитель советской канцелярии, это, скорее, "представитель типично новой социалной формации - человек советский". Он верит. Он верит в лозунги, установки, инструкции. И следовательно - не способен мыслить самостоятельно. К комичности Швондера, изображенной Карцевым, Преображенский-Евстигнеев добавляет трагичность - трагичность русской интеллигенции, по самому представлению своему общих человеческих ценностей, отказывающейся принять советскую власть:
"- Вы ненавистник пролетариата, - гордо сказала женщина.
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович…"
Впрочем, интеллигент не ограничится мыслями о себе и о той тонкой прослойке, к которой он принадлежит. Будущая трагедия, которую ясно видит Прображенский, касается прежде всего самих швондеров. Ведь для Швондера самое важное - чтоб все было записано в протокол. Это ли не от страха? Это ли не от страха маленького советского человека, обреченного быть отданным на съедение шариковым? И ведь они, швондеры, создают шариковых, а вовсе не ученые в своих лабораториях!
Потому что так же как для Швондера "документ - самая важная вещь на свете", ошейник для пса с задатками Шарикова - есть символ принадлежности. Символ принадлежности к касте избранных, и не ваажно, какие идеи они пропагандируют, главное - это вовремя исполнять требования своих начальников. А взамен - власть маленького человека и причитающиеся ему атрибуты оной: кожаная куртка, портфель, наган, комиссия по очистке. Термин-то какой…
Опасность в том, что швондеры, полностью овладевшие шариковыми, в своей протокольно-административной вере в режим, дающий власть маленькому человеку, могут - и принесут еще множество бед. А остановить победное шествие швондеров могут, по мысли писателя, как это ни парадоксально, именно шариковы! Это ясно видно из реплики Преображенского:
"Ну, так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся рожки да ножки!"

Булгаков предвидел, что трагические события в России развернутся с еще большей силой, если не произвести "обратной" операции. Одним из первых он увидел, что невежественная, одурманенная часть народа легко может быть использована как орудие насилия в интересах той или иной политической группировки власть имущих. Если вначале мнимый "гегемон" ловко использовался для подавления "буржуазных элементов", то после рассеяния "буржуазии", по мнению писателя, неминуемо должна последовать междоусобная схватка в победившем швондеровском лагере, которая закончится новой волной террора.
А уцелеют шариковы.

В отличие от невероятно популярного фильма, повесть так и не увидела свет при жизни писателя. Впрочем, для того времени это было вполне естественно. Швондеры не могли допустить публичную критику самих себя. "Вещь в целом не допустима", - такое заключение сделал Главлит.
Поскольку инакомыслие швондерами всегда рассматривалось как ересь, в которой они, признаваясь в том лишь самим себе, видели личную для себя опасность.

Один из крупнейших политических деятелей двадцатого столетия, единственный за всю историю своей страны глава государства, четырежды избиравшийся на этот пост, президент Франклин Делано Рузвельт, как-то сказал: "Единственно, чего мы должны бояться - это самого страха".
У Булгакова этого страха не было. Иначе, он бы не стал великим.

Другие сочинения по этому произведению


«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце») «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» «Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия) Булгаков и его роман "Собачье сердце" В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце») Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце») М. А. Булгаков «Собачье сердце» Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы) Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце») Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» САТИРА(По повести «Собачье сердце») Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце») Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»). Шариковщина - явление социальное «Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце» Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце " Образ профессора Преображенского История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце» Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести «Собачье сердце» Роковые эксперименты Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце») Конфликт в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века Шариков и шариковщина Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».) Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце" Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце» Противоестественный эксперимент профессора Преображенского Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века «Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».) «Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце") Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце» Великий эксперимент "Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце") Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления «Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А. «Разруха не в клозетах, а в головах» «Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце») Шариков - характеристика литературного героя Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце» Тема опасности «революционного» преобразования природы Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце») Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Творчество М. А. Булгакова Взаимоотношения Шарикова и Преображенского Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Роль автора в повести «Собачье сердце» «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце"). Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце" Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.) Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести Сюжетная основа повести «Собачье сердце» Шариков как типичный продукт своей эпохи Собачье сердце, Шариков и шариковщина «Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Интеллигенция в произведениях Булгакова Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце» М. Булгаков. «Собачье сердце» Краткая характеристика произведения "Собачье сердце" Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Итоги эксперимента «Шариковщина», как обществен­ное явление Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце" Мое отношение к профессору Преображенскому Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце» Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Фантастика в «Собачьем сердце» Собачье сердце, Роковые эксперименты Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова М. А. Булгаков и театр Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце» Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце» Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце» От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце" Экранизация повести «Собачье сердце» Экранизация повести М. А.  Булгакова «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение Проблематика и художественное своеобразие повести Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита») Новаторство повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как явления Профессор Филипп Филиппович Преображенский Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв) Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.) «Собачье сердце» повесть предупреждение Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита") Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце» «Расчеловечивание» Шарикова Собачье сердце Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце» Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как морального явления Как изображается Москва в повести "Собачье сердце" Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова Сатира Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце» Чем же занимается этот Швондер Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Сюжет и образы в повести «Собачье сердце» Почему ошибся профессор Преображенский Разумное и нравственное всегда совпадают Рассуждения над страницами повести Эксперемент и его последствия Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце") Приемы комического в повести «Собачье сердце» Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»