Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце»»
К теме Москвы обращались многие писатели русской литературы в своих произведениях:
Не осталась незамеченной данная тема и в романе
Описание города мы видим уже в самом начале романа: в заснеженной подворотне плачет бесприютный, голодный пес, наблюдающий за тем, что творится в столовой: «Прибежит машинисточка… дрожит, морщится, а лопает. А разве ей такой стол нужен? Жаль мне ее, жаль!». Интересен прием, используемый Булгаковым при характеристике городских жителей и быта — все дается глазами собаки, через ее восприятие.
На другой стороне улицы хлопнула дверь ярко освещенного магазина, показался господин и пес, из последних сил подползший к нему, плачет: «Глянь на меня. Я умираю. Но на что вам все это? Вы сегодня завтракали…"
Собака, живущая в Москве, если у нее «есть какие-то мозги в голове», так или иначе научится читать. Шарик, когда ему исполнилось 4 месяца, уже знал, что означают зелено-голубые вывески МСПО — мясная торговля: «К рыбному магазину удобнее было подбегать сзади, с буквы «А», потому что при начале слова стоял милиционер».
Люди превращены в серую, одноликую, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят у Булгакова люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными путями, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне отрицательно. Полследствия этого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского происхождения» со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. С этими событиями жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющим на скрипке. Абсурдность убогих понятий прдеставителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться. Оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…» Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги. Настоящие, реальные чувства в жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, масштаб их амбиций огромен. Шариков настоятельно требует для себя документов, жилой площади. Он позволяет себе самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявление в отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией». Швондер — заносчивый председатель домоуправления, крайне самоуверенный. Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе.
Через образ Шарикова и Швондера Булагков показал типичные черты характера жителей Москвы. Народная мудрость гласит, что не место красит человека, а человек — место. Таким образом, Москва — это не видимая оболочка (здания, дороги), а прежде всего люди, в ней живущие. Также не стоит забывать о том, что этим романом Булгаков бросил вызов существующему строю, «осоциализировав» столицу.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют».