«Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита»)»
Сочинение
Русская линия литературной сатиры, к которой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке — А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным осмыслением сущности человеческого бытия. Писатели этой категории, используя приемы, в других обстоятельствах заставляющие читателя смеяться, изображают ими самими ощущаемую трагедию жизни.
М. Булгаков не сатирик в чистом виде. Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в России после революции 1917 года как предзнаменование близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.
Комическое — обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.
В повести соотношение смешного и трагического очень неравномерно, поскольку к первому относится незначительная часть внешней, событийной линии. Все остальные грани — приоритет второго.
Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», — говорит профессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков (и . говорил) о России после захвата власти большевиками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, вносящими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитывают» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.
Противостояние Преображенского и Швондера можно рассматривать не только как отношения между интеллигентом и новой властью. Главное, сталкиваются культура и антикультура, духовность и антидуховность, и проходящий между ними бескровный (пока) поединок не решается в пользу первого, в борьбе Света и Тьмы отсутствует жизнеутверждающий финал.
Нет ничего смешного и в образе новопроизведенного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщенных и самовозвеличивающих внутренних монологах Шарика), ибо над уродством — духовным и телесным — смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера — большевиков — Сатаны.
Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Властелин Тьмы, на котором для читателя уже нет никакой маски. Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим (в том числе и читателю) все человеческие и общественные пороки (представление в Варьете и другие ситуации). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постижению истинного.
Таким образом, мы видим, что сочетание комического и трагического в произведениях Булгакова, оставаясь в струе русской литературной сатиры, имеет важную для их понимания особенность: смешение смешного и грустного в событийном плане (даже не для слишком опытного и внимательного читателя) показывает глубочайшую трагедию, осмысливаемую в плане внутреннем.
Другие сочинения по этому произведению
«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце»)
«Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия)
Булгаков и его роман "Собачье сердце"
В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)
Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце»)
М. А. Булгаков «Собачье сердце»
Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы)
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания
Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».)
Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»
Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
САТИРА(По повести «Собачье сердце»)
Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)
Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»).
Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков)
Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).
Шариковщина - явление социальное
«Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце "
Образ профессора Преображенского
История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Смысл названия повести «Собачье сердце»
Роковые эксперименты
Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце»)
Конфликт в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века
Шариков и шариковщина
Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».)
Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце"
Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце»
Противоестественный эксперимент профессора Преображенского
Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
«Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».)
«Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце")
Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным?
Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце»
Великий эксперимент
"Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце")
Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.
«Разруха не в клозетах, а в головах»
«Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце»
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века
Образ города в одном из произведений русской литературы XX века.
Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"
Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
«Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
Шариков - характеристика литературного героя
Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
Тема опасности «революционного» преобразования природы
Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце»)
Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Творчество М. А. Булгакова
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского
Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»
Роль автора в повести «Собачье сердце»
«Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени
Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским
Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце").
Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце"
Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.)
Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести
Сюжетная основа повести «Собачье сердце»
Шариков как типичный продукт своей эпохи
Собачье сердце, Шариков и шариковщина
«Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой
Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Интеллигенция в произведениях Булгакова
Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце»
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Краткая характеристика произведения "Собачье сердце"
Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение
Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце"
Итоги эксперимента «Шариковщина», как общественное явление
Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"
Мое отношение к профессору Преображенскому
Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»
Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Фантастика в «Собачьем сердце»
Собачье сердце, Роковые эксперименты
Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова
М. А. Булгаков и театр
Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова
Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков
Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце»
Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»
Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»
Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце»
От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце"
Экранизация повести «Собачье сердце»
Экранизация повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение
Проблематика и художественное своеобразие повести
Новаторство повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как явления
Профессор Филипп Филиппович Преображенский
Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв)
Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце»
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.)
«Собачье сердце» повесть предупреждение
Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита")
Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце»
«Расчеловечивание» Шарикова
Собачье сердце
Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце»
Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце»
Живучесть "шариковщины" как морального явления
Как изображается Москва в повести "Собачье сердце"
Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Результаты швондеровского воспитания Шарикова
Сатира
Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце»
Чем же занимается этот Швондер
Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Сюжет и образы в повести «Собачье сердце»
Почему ошибся профессор Преображенский
Разумное и нравственное всегда совпадают
Рассуждения над страницами повести
Эксперемент и его последствия
Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце")
Приемы комического в повести «Собачье сердце»
Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»