Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Развитие исторического романа ("Петр первый")»

Сочинение

Кто прячет прошлое ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу...
А. Твардовский

В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображением событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к прошлому страны. Это такие известные произведения, как “Степан Разин” А. Чаплыгина, “Одетые камнем” О. Форш, “Кюхля”, “Вазир-Мухтар” и “Пушкин” Ю.Тынянова.
Особое же значение в литературе приобрел роман А. Н. Толстого “Петр Первый”. В автобиографии Алексей Николаевич писал: “С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Над этой темой писатель работал долго; вначале им были написаны повести “День Петра” и “Наваждение”, трагедия “На дыбе”. Он признавался, что не приступал к роману до тех пор, пока не стал мыслить и говорить так, как говорили в эпоху Петра, он “пропитался” временем, поэтому роман получился таким правдивым. Горький называл его “превосходным”.
Роман повествует о событиях русской истории конца ХVП-начала XVIII века. В нем представлены все слои населения: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за границей.
Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятельность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопротивлялись в душе вельможи нововведениям царя, внешне уступая его требованиям. “Политесы” и “плезиры” раздражают, появление на ассамблеях заставляет раскошелиться на наряды жен и дочерей, а обучение сыновей за границей они воспринимают как прямой путь к разврату. Князю приходится все терпеть, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой “выходки”, никакого почтения к старинным родам, его окружают “выскочки”. Буйносов только внешне мирится с новыми порядками, мечтая о возврате к старому, но к старому возврата не было. “Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали строить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра выступают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересованные в укреплении государства. “Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы”,— говорит царю купец Иван Бровкин. Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто “одним талантом своим выбились из курной избы”.
Ближайший друг и соратник Петра Александр Меньшиков — сын конюха, торговец пирогами с зайчатиной; близок царю и Иван Бровкин, в прошлом холоп, а теперь — тесть помещика Волкова. Показывая близкое окружение Петра, писатель изображает, как меняется психология людей по мере обогащения и вовлечения в общественную жизнь. Бывшему Иваш-Бровкину теперь вся деревня кланяется в пояс, а некоторые крестьяне отрабатывают у него свои долги. Алексашка Меньшков, несмотря на всю преданность, часто запускает руку в государственную казну. И, говоря о том, что Меньшиков — это верная рука, Петр вынужден добавить: “хотя и вороватая”. Посещая землянки рабочих, строителей Петербурга, Петр услышал их жалобы на то, что людям дают гнилой хлеб. “Он взял заплесневелый кусок, разломил, понюхал, сунул в карман.— “Пойдет Нева, привезут новую одежду, лапти, муку привезут, хлеб будем печь здесь”,— сказал он. А потом с гневом обратился к Меньшикову, выхватив из кармана заплесневелый кусок. “Ешь! — у Петра Алексеевича бешено расширялись глаза.— Дерьмом людей кормишь — ешь сам. Нептун! Ты здесь за все отвечаешь! За каждую душу человечью”. Петр во всем человек своего времени, он суров, требователен до жестокости, он не “мужицкий царь”, и народу нелегко живется в его правление. В жалобах царю крестьяне говорят: “Ныне у нас ни хлеба, ни скотины, погибаем голодною и озябаем студеною смертью... Воззри, государь, на нашу скудность и бедность...”
На страницах романа ярко изображены выразители народного протеста. “Пытаный, мученный” мужик Овдоким говорит народу: “В муках живем, в пытках... Не ищите правды”. Овдоким советует мужикам бежать в леса, он с удовольствием рассказывает им о Степане Разине, и в его словах звучит надежда на народное восстание. “Бродяга из монастырских крестьян” Федька Умойся Грязью ожесточен жизнью. Он не хотел “ломать спину на чорта”, служить господам и бежал на Дон, но его схватили и отправили в Воронеж, где шли царские работы по строительству флота. Федька убил немца Мирбаха, который издевался над ним и над другими солдатами. В его поведении выражена прямая угроза эксплуататорам со стороны угнетенного народа. Писатель дает почувствовать, что в народе распространилось недовольство царем. Люди хотели жить “по воле, а не по указу государеву”. Правдиво раскрывая острейшие драматические конфликты эпохи, писатель дал яркую картину исторического поступательного движения стран. С Петром не может сравниться ни Василий Голицын, ни король Август, ни шведский король Карл — талантливый, но самовлюбленный, жаждущий личной славы. Увидя иностранные торговые суда, Петр понимает необходимость для России иметь свой флот. “За границей лес нужен, весь лес у нас, а мы кланяемся: купите... Эти ироды ходят мимо — только смеются... Нет, не Черное море — забота... На Балтийском нужны свои корабли”. Петр любит Россию, ему обидно видеть ее нищету и убожество и нежелание русских бороться со своей отсталостью. “Отчего сие? — с горечью говорит он.— Сидим на великих просторах и — нищие...” “Сидят на старине... землю за тясячь лет пахать не научились... Отчего сие?” Он понимает значение развития промышленности, одобряет начинания Демидовых на Урале. Развитие промышленности требовало умелых рабочих рук и знаний. Петр создает в Москве при литейном заводе школу, в которой учились наукам и мастерству литья боярские и посадские дети, юноши “подлого звания”. С горечью отмечает Петр, что “дворянские балды — сажень ростом” не хотят учиться. Но Петр дубиной гнал “недорослей” в науку, обещая за ум “графами жаловать”.
В Петре Первом писателя привлек преобразовательный гений, он предстает выразителем великой исторической справедливости, потому что его деятельностью и поступками двигала забота о судьбе государства и нации. В нем писатель подчеркивает прежде всего государственный ум, понимание необходимости коренных изменений в жизни России. Отсюда непримиримая вражда царя к старине и крутые меры внедрения нового в жизнь.
Писатель ставил своей задачей “выявление движущих сил эпохи”, показ народа, его взаимоотношений с властью и его роли в государстве. В романе А. Н. Толстого “Петр Первый” нашли яркое отражение лучшие черты дореволюционного исторического романа. Изображение прошлого достаточно достоверно, на документальной основе, а вымысел неразрывно связан с историей. Толстой говорил: “Чтобы понять тайну русского народа, нужно хорошо знать прошлое”.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников