«Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого»
Сочинение
Роман А. Толстого «Петр Первый» выделяется во всей русской исторической романистике не только глубокой, совершенно новой трактовкой Петровской эпохи, исторической роли народа в преобразованиях России, но и незаурядным художественным мастерством. Прежде всего, необычайно богат, колоритен, исторически точен язык романа. Толстой «открыл» этот язык в первоисточниках народной речи того времени – «пыточных записях». Сам Толстой так рассказывал об этом: «…судебные акты XVII и XVIII веков. Они писались таким образом: в приказе (в подвале) на дыбе висел допрашиваемый, его пытали, хлестали кнутом, жгли горящим веником. Он говорил безумные слова и чаще всего неправду. Его пытали второй и третий раз для того, чтобы совпали показания.
Записать такие показания – вещь очень ответственная. Дьяки, записывавшие показания, были люди ученые. Они должны были в сжатой форме написать так, чтобы сохранить весь индивидуальный характер данного человека, точно и сжато записать его показания. Нужно было соблюдать сжатость, точность выражения, дать краткие энергичные фразы не на книжном, но на живом языке. Эти записи – высокохудожественные произведения.
Петр же заботится не столько о себе, сколько о стране, ее будущем. Поражение под Нарвой мучило его как «незаживающая язва». Он не жалеет усилий – ни своих, ни своих подчиненных для достижения поставленных задач. Он сам не гнушался никакой работы: плотничал, кузнечил, овладевал умением стрелять из пушек, строил корабли. Негр сам руководил битвами, терпел поражения, но не отчаивался, а, наоборот, готовил новые походы.
У Пушкина, например, Петр дан вполне сложившимся русским государственным деятелем. Толстой же, придерживаясь положения о том, что формирование личности зависит от исторических обстоятельств, создает об раз Петра в действии, в росте, в развитии. Он не боится подчеркнуть несуразность долговязой фигуры молодого Петра, его грязные ногти, испуг перед расправой над ним сторонников Софьи. Но главное в Петре – жизненная активность, ненависть к застою, скучному существованию в с. Преображенском, простота и неприхотливость. Условия жизни в Преображенском с детства сблизили его с простым народом. Лень и апатия придворных, заскорузлый мир приживалок и шутов, сонное бытие претили душе и сердцу любознательного, пытливого и энергичного Петра.
Сближение Петра с ребятишками из простого народа наложило отпечаток на все его поведение, на весь его облик. При неиссякаемой и неутомимой энергии ему оказалась ближе по натуре трудовая жизнь народа, чем байбаческая жизнь боярства. Он всей своей натурой отрицал «древлее благолепие» и благочиние, он утверждал простоту, непосредственность и действенность. Шутовские забавы Петра были вызовом устоявшемуся, окостеневшему и безжизненному миру Русй. «Мысли о необходимости коренных изменений в жизни России приходили в голову многим. Понимал это и князь Голицын, фаворит Софьи. Но не ему суждено было выступить преобразователем страны. Голицын думает больше о себе, у него нет решительности и твердости в достижении цели.
Будучи царем, Петр не мог «утверждать, вольность частную». Именно крепостничество, которое, по определению В. И. Горького, в России было «более «крепким», твердым, могучим, всесильным, «чем где бы то ни было В цивилизованном мире», составляло почву для формирования абсолютизма. Петр не стеснялся в прямом смысле бить своих подчиненных. Во время осады Азова «Петр бил по лицу» стрельцов, которые выражали неудовольствие, и «велел повесить в обозе на вздернутых оглоблях».
Другие сочинения по этому произведению
"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый")
"Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман
"Петр I"— исторический роман
«Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман
Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый")
«Государство и народ в романе «Петр первый»»
Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Женские образы в романе "Петр первый"
Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый"
Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый")
Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Исторический роман "Петр первый"
Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого
Мастерство в построении композиции и
Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый"
Народ в романе А.Толстого "Петр первый"
Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Образ Петра Первого
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I”
Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I»
Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого)
Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Развитие исторического романа ("Петр первый")
Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма
Роман А. Н. Толстого «Петр Первый»
Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый»)
Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый")
Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I»
Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\")
Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1”
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I"
История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый»
Характер царя Петра в одноименном романе Толстого
Пересказ романа Толстого «Петр Первый»
"Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый")
Описание образа Петра Первого в русской литературе
Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый"
История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н.
Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый»
А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН"
Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый"
Мастерство в построении композиции
Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый")
Главная тема романа «Петр Первый» образ России
Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I"
Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I")
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Система образов в романе «Петр Первый»
Образ русской женщины в романе «Петр Первый»
Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I»
Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый»)
Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого
Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н.
Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н.
Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый»
Характеристика Петра Первого в одноименном романе
Проблематика и композиция романа «Петр Первый»
Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»
Сочинение по роману Толстого «Петр Первый»
Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»
Образ Перта I
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру
Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый»
Роль народа в романе «Петр Первый»
Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»)
Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"
Композиция и сюжет романа "Петр Первый"
Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"
Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый»
Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый"
Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»
Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI»
Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый"
Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый"
Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н.
Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый»
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников