Пётр Первый
Алексей Николаевич Толстой
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений
«Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый»»
Сочинение
А. Толстой «густо населяет» свой роман представителями народа, подлинными творцами истории. При этом он ничуть не приукрашивает народ, а показывает его таким, каким он был в ту эпоху. Получилась исключительно пестрая, противоречивая и вместе с тем глубоко правдивая картина народной, в своей основе трудовой, творческой жизни. Необычайно ярок образ Саньки Бровкиной, крестьянской озорной девчушки в начале романа, а затем боярыни Александры Волковой, блистающей на европейской арене.
Природная одаренность свойственна сестре кузнеца Кондратия Воробьева Машутке. «Замуж ее отдать - как будто еще жалко, говорит кузнец о сестре. Дома она - ни к чему - ни ткать, ни коров доить, ни гусей пасти. Одно - ей,- намять синей глины и - баловаться,- сделает кошку верхом на собаке или старуху с клюкой, как живую, это истинно… Налепит птиц, зверей, каких не бывает. Полная светелка этой чепухи. Пробовали выкидывать- крик, вопли. Рукой махнули…»
Несомненным талантом обладает и сам Кондратий Воробьев. Его необычными изделиями восхищается Петр. С гордостью вспоминает кузнец, что царь Петр спрашивал его: «Почему у твоих колокольчиков малиновый звон? Почему работы твоей шпажный клинок гнется, не ломается? Почему воробьевский пистолет бьет на двадцать шагов дальше и бьет без осечки?»
В сознании того, что человек славен трудом, кроются причины чувства собственного достоинства представителей народа. Кондратий Воробьев не унижается ни перед кем. Его отношения и к царю зиждется на труде: «Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает,- каждый раз в кузню заворачивает. Кондратий знает себе цену и сам определяет свое место в жизни, отказавшись от предложения царя ставить оружейный завод в Москве или в Петербурге. Кондратия Воробьева не тянет путь заводовладельца или купца: не тот характер, не те жизненные принципы у него.
Тяжелейшие жизненные испытания выпали на долю Андрея Голикова - палехского иконописца. Весь он в печном поиске красоты, гармонии. Никакие муки, издевательства, унижения не могли убить в нем неистребимую тягу к прекрасному, Судьба свела его с царем-преобразователем. Обращаясь к нему, он признается: «Государь, сила чудная во мне пропадает… Живописец есмь от рода Голиковых - богомазов из Палехи, Могу парсуны писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно…». Поддержка Петра решает его судьбу. Кстати, само имя художника из Палехи не случайно. В советское время, как раз во время работы А. Толстого над романом, прославился И. И. Голиков из Палехи - иллюстратор знаменитого издания «Слова о полку Игореве».
Сопоставление судьбы Андрюшки Голикова и судеб палехских художников после Октябрьской революции весьма поучительно: в наше время мастера Палеха получили государственную поддержку и всенародное признание.
Не дает покоя желание летать подобно птице Кузьме Жемову, наталкивающемуся на косность мысли. «Еретик! Умнее бога хочешь быть…»- кричит ему боярин Троекуров (т. 7, с. 232). Кузьма знал себе цену. Его кузница, его труд были известны далеко за пределами Москвы: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили… Латы моей работы пуля не пробивала…». С душевной болью говорит он о себе: «В другом бы государстве меня возвеличили…». Попав из острога на оружейный завод, к управляющему немцу Клейсту, Кузьма уверенно отвечает сторожу: «Мы еще и немца вашего поучим…»
Весь образ Кузьмы Жемова с «лысым большим лбом», «курносым лицом с кустатой бородкой», с дерзкой мыслью о могуществе человека, с глубоким чувством национального достоинства, неиссякаемой любовью к труду показывает, что именно в народной среде были неисчерпаемые силы, на которые можно было опереться. Но правящие классы, застывшие в рутине, не могли вызвать к жизни творческую мысль народа. Труд и талант народа были источником силы и могущества страны, опорой Петра в его преобразования. Неудивительно поэтому, что среди лиц, окружавших царя, все больше становится выходцев из народа, которые все выше продвигаются по иерархической лестнице сословного общества.
Природная одаренность свойственна сестре кузнеца Кондратия Воробьева Машутке. «Замуж ее отдать - как будто еще жалко, говорит кузнец о сестре. Дома она - ни к чему - ни ткать, ни коров доить, ни гусей пасти. Одно - ей,- намять синей глины и - баловаться,- сделает кошку верхом на собаке или старуху с клюкой, как живую, это истинно… Налепит птиц, зверей, каких не бывает. Полная светелка этой чепухи. Пробовали выкидывать- крик, вопли. Рукой махнули…»
Несомненным талантом обладает и сам Кондратий Воробьев. Его необычными изделиями восхищается Петр. С гордостью вспоминает кузнец, что царь Петр спрашивал его: «Почему у твоих колокольчиков малиновый звон? Почему работы твоей шпажный клинок гнется, не ломается? Почему воробьевский пистолет бьет на двадцать шагов дальше и бьет без осечки?»
В сознании того, что человек славен трудом, кроются причины чувства собственного достоинства представителей народа. Кондратий Воробьев не унижается ни перед кем. Его отношения и к царю зиждется на труде: «Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает,- каждый раз в кузню заворачивает. Кондратий знает себе цену и сам определяет свое место в жизни, отказавшись от предложения царя ставить оружейный завод в Москве или в Петербурге. Кондратия Воробьева не тянет путь заводовладельца или купца: не тот характер, не те жизненные принципы у него.
Тяжелейшие жизненные испытания выпали на долю Андрея Голикова - палехского иконописца. Весь он в печном поиске красоты, гармонии. Никакие муки, издевательства, унижения не могли убить в нем неистребимую тягу к прекрасному, Судьба свела его с царем-преобразователем. Обращаясь к нему, он признается: «Государь, сила чудная во мне пропадает… Живописец есмь от рода Голиковых - богомазов из Палехи, Могу парсуны писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно…». Поддержка Петра решает его судьбу. Кстати, само имя художника из Палехи не случайно. В советское время, как раз во время работы А. Толстого над романом, прославился И. И. Голиков из Палехи - иллюстратор знаменитого издания «Слова о полку Игореве».
Сопоставление судьбы Андрюшки Голикова и судеб палехских художников после Октябрьской революции весьма поучительно: в наше время мастера Палеха получили государственную поддержку и всенародное признание.
Не дает покоя желание летать подобно птице Кузьме Жемову, наталкивающемуся на косность мысли. «Еретик! Умнее бога хочешь быть…»- кричит ему боярин Троекуров (т. 7, с. 232). Кузьма знал себе цену. Его кузница, его труд были известны далеко за пределами Москвы: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили… Латы моей работы пуля не пробивала…». С душевной болью говорит он о себе: «В другом бы государстве меня возвеличили…». Попав из острога на оружейный завод, к управляющему немцу Клейсту, Кузьма уверенно отвечает сторожу: «Мы еще и немца вашего поучим…»
Весь образ Кузьмы Жемова с «лысым большим лбом», «курносым лицом с кустатой бородкой», с дерзкой мыслью о могуществе человека, с глубоким чувством национального достоинства, неиссякаемой любовью к труду показывает, что именно в народной среде были неисчерпаемые силы, на которые можно было опереться. Но правящие классы, застывшие в рутине, не могли вызвать к жизни творческую мысль народа. Труд и талант народа были источником силы и могущества страны, опорой Петра в его преобразования. Неудивительно поэтому, что среди лиц, окружавших царя, все больше становится выходцев из народа, которые все выше продвигаются по иерархической лестнице сословного общества.
Другие сочинения по этому произведению
"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый»