Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый»»

Сочинение

А. Толстой «густо населяет» свой роман представителями народа, подлинными творцами истории. При этом он ничуть не приукрашивает народ, а показывает его таким, каким он был в ту эпоху. Получилась исключительно пестрая, противоречивая и вместе с тем глубоко правдивая картина народной, в своей основе трудовой, творческой жизни. Необычайно ярок образ Саньки Бровкиной, крестьянской озорной девчушки в начале романа, а затем боярыни Александры Волковой, блистающей на европейской арене.

Природная одаренность свойственна сестре кузнеца Кондратия Воробьева Машутке. «Замуж ее отдать - как будто еще жалко, говорит кузнец о сестре. Дома она - ни к чему - ни ткать, ни коров доить, ни гусей пасти. Одно - ей,- намять синей глины и - баловаться,- сделает кошку верхом на собаке или старуху с клюкой, как живую, это истинно… Налепит птиц, зверей, каких не бывает. Полная светелка этой чепухи. Пробовали выкидывать- крик, вопли. Рукой махнули…»

Несомненным талантом обладает и сам Кондратий Воробьев. Его необычными изделиями восхищается Петр. С гордостью вспоминает кузнец, что царь Петр спрашивал его: «Почему у твоих колокольчиков малиновый звон? Почему работы твоей шпажный клинок гнется, не ломается? Почему воробьевский пистолет бьет на двадцать шагов дальше и бьет без осечки?»

В сознании того, что человек славен трудом, кроются причины чувства собственного достоинства представителей народа. Кондратий Воробьев не унижается ни перед кем. Его отношения и к царю зиждется на труде: «Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает,- каждый раз в кузню заворачивает. Кондратий знает себе цену и сам определяет свое место в жизни, отказавшись от предложения царя ставить оружейный завод в Москве или в Петербурге. Кондратия Воробьева не тянет путь заводовладельца или купца: не тот характер, не те жизненные принципы у него.






Тяжелейшие жизненные испытания выпали на долю Андрея Голикова - палехского иконописца. Весь он в печном поиске красоты, гармонии. Никакие муки, издевательства, унижения не могли убить в нем неистребимую тягу к прекрасному, Судьба свела его с царем-преобразователем. Обращаясь к нему, он признается: «Государь, сила чудная во мне пропадает… Живописец есмь от рода Голиковых - богомазов из Палехи, Могу парсуны писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно…». Поддержка Петра решает его судьбу. Кстати, само имя художника из Палехи не случайно. В советское время, как раз во время работы А. Толстого над романом, прославился И. И. Голиков из Палехи - иллюстратор знаменитого издания «Слова о полку Игореве».

Сопоставление судьбы Андрюшки Голикова и судеб палехских художников после Октябрьской революции весьма поучительно: в наше время мастера Палеха получили государственную поддержку и всенародное признание.

Не дает покоя желание летать подобно птице Кузьме Жемову, наталкивающемуся на косность мысли. «Еретик! Умнее бога хочешь быть…»- кричит ему боярин Троекуров (т. 7, с. 232). Кузьма знал себе цену. Его кузница, его труд были известны далеко за пределами Москвы: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили… Латы моей работы пуля не пробивала…». С душевной болью говорит он о себе: «В другом бы государстве меня возвеличили…». Попав из острога на оружейный завод, к управляющему немцу Клейсту, Кузьма уверенно отвечает сторожу: «Мы еще и немца вашего поучим…»

Весь образ Кузьмы Жемова с «лысым большим лбом», «курносым лицом с кустатой бородкой», с дерзкой мыслью о могуществе человека, с глубоким чувством национального достоинства, неиссякаемой любовью к труду показывает, что именно в народной среде были неисчерпаемые силы, на которые можно было опереться. Но правящие классы, застывшие в рутине, не могли вызвать к жизни творческую мысль народа. Труд и талант народа были источником силы и могущества страны, опорой Петра в его преобразования. Неудивительно поэтому, что среди лиц, окружавших царя, все больше становится выходцев из народа, которые все выше продвигаются по иерархической лестнице сословного общества.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников