Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»»

Сочинение



Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема Рос­сии Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной

А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый пери­од нашей истории, когда проблема взаи­моотношений народа с властью приобре­ла небывалую остроту. В этом плане пра­вомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыс­лить прошлое значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха петров­ских реформ коренных преобразований жизни России начала XVIII века как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы. Воплощением творчес­кого замысла А. Н. Толстого стал истори­ческий роман «Петр Первый».

Эта тема возникает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ рус­ский не мыслит себя отдельно от Отечест­ва, будущее страны - это и его будущее. Все ждут перемен, уверены в их неизбеж­ности но боятся их Народ не знает, с кем и куда ему идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы Сторонни­ки царевны Софьи умело настраивают про­стых людей против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвее­ва оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борь­бы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего.

Растет молодой царь, растет и недо­вольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Простолюдин Алексашка Мен­шиков становится главным его помощни­ком. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестоко даже слишком ре­ализует свои замыслы без учета мнения народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русским, и народ стихийно протес­тует Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной его стало прежде всего не­понимание политики царя неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жес­токая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает ре­форм, проводимых государством, это все­гда оборачивается насилием, жестокос­тью, кровью.

Совсем иная сторона этих взаимоотно­шений предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо­собность принести себя в жертву на благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Петр сливается со своей армией. Он помо­гает своим солдатам тянуть пушки и по­возки во время переходов, находится в са­мой гуще сражения. Царь служит простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы рус­ская армия разбивает непобедимые кор­пуса шведов. И устами царя именно на­род дает гневную отповедь фельдмарша­лу О'Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособнос­ти в русском воинстве. Сцена осады Нар­вы демонстрирует полное единение влас­ти с народом, приведшее к окончатель­ной победе. И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво­лившую взять казавшуюся неприступной крепость.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр ре­шает строить здесь новую столицу. Строи­тельство Петербурга потребовало колос­сальных сил и напряжения всех людей. Ос­новная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь ору­дие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страдани­ями, гибелью сотен людей, новым проти­востоянием. Власть снова не находит ино­го средства реализации своих планов, кро­ме насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против про­извола властей, вседозволенности, отно­шения к людям как к винтикам государст­венной машины.

Отношения между народом и государст­вом в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их в многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему этих взаимоотношений одно­значно — он отрицает насилие государ­ства над народом, чем бы оно ни оправды­валось.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников