Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Народ в романе А.Толстого "Петр первый"»

Сочинение

А. Толстой создал огромное художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая “Петра Первого”, автор привлек огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII— XVIII веков. Но А. Н. Толстой нигде не следует слепо документам, а силой своей фантазии воплощает исторические факты и документы в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь при этом верным правде жизни и истории.
В своем романе А. Толстой постоянно акцентирует внимание на роли народных масс в преобразовательной деятельности царя-реформатора. “Петр Первый” А. Толстого — роман о судьбе народа. Писатель стремился показать, что без творческого гения народа были бы невозможны никакие государственные преобразования. Не случайно роман открывается сценой, происходящей в скудной, нищей крестьянской избе кабального холопа Ивашки Бровкина. В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Миллионное население России пахало землю, строило заводы, новый город Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Труды и усилия народа не были бесплодными: именно народ поддержал Петра в его преобразованиях, создал величие могучей и сильной державы Российской. А. Толстой воссоздает в своем романе коллективный образ народа, толпы, массы солдат, крестьян, стрельцов, раскольников, посадского люда.
Галерея образов простого люда богата и разнообразна. В романе показаны и именитые купцы, и предприниматели, вышедшие из народа,— Демидовы, Жорины, Баженины, Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей,— отличный офицер, “персона уже на виду у самого царя”. Второй из братьев Бровкиных, Артамон, владеет тремя иностранными языками. Гаврила Артамонов обучается за границей, а затем становится приближенным царевны Натальи Алексеевны и вместе с ней бе рется за устройство театра. Санька Бровкина, недавняя деревенская босоногая девчонка, на наших глазах превращается в боярыню Волкову, едет за границу, и за “московской Венус” уже начинает ухаживать сам польский король Август.
Талантливость, трудолюбие и одаренность русского народа подчеркивает автор. Интересен в романе рассказ о судьбе Ивана Жемова, талантливого самородка, изобретателя летательного аппарата. Затем мы видим его среди строителей петровских кораблей. “Знаменитый кузнечного дела мастер” Жемов обучает кузнечному делу самого Петра, а впоследствии на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит “невиданную огненную машину, работающую от котла с паром”.
Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха. Через все тяготы жизни — голод, холод, раскольничество — пронес он беспредельную свою любовь к искусству, веру в то, что есть где-то “светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь”. За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем “чудная сила”.
Величие и сила народа подчеркивается А. Н. Толстым непомерными народными страданиями и непрекращающейся борьбой против гнета бояр и царя. В романе реалистически показано тяжелое положение народа, крепостническая действительность Петровской эпохи: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, по кабальным — плати, кормовые барину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати”.
Вольнолюбивая душа народа раздражена, недовольство крестьян существующими условиями растет. Ненависть к помещикам и боярству проявляется в прямых выкриках посадских людей в сцене чтения царской грамоты на Ильинке, в угрюмом, злом взгляде мужика, в доме которого останавливается князь Буйносов, в отрывочных репликах сердито гудящей толпы в кабаке на Варварке.
Бунтарский дух русского народа живет в атамане разбойников Овдокиме, в беглом холопе Цыгане, в бесноватом мужике Евдокиме. Писатель говорит о том, что народ свято хранит в своей памяти поэтический образ Степана Разина. Его имя много раз упоминается героями романа. “Это время вернется, ребятушки”,— говорит атаман Овдоким о разинском движении. Но и сейчас уже ропщут на Петра и бояр разоренные и замученные поборами, тяжкими повинностями крестьяне. Собираются они в разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и сжигают себя в скитах раскольники. Бегут заводские “людишки” в поисках желанной воли на далекий Дон.
Суровой и многозначительной картиной заканчивается вторая книга романа. Бывший монастырский холоп, а затем разбойник Федька Умойся Грязью, закованный в цепи за бегство с царской службы, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург: “Открытое море отсюда было — рукой подать. Ветер покрывал его веселой зыбью. На Западе, за парусами шведских кораблей, стояли высокие морские облака, будто дымы другого мира. Федька Умойся Грязью, бросая волосы на воспаленный мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи”.
Эта сцена — наглядное подтверждение прямой связи между мучительным трудом и терпением, могучей силой народа-богатыря и буйной, нетерпеливой энергией царя-самодержца. Так изображается в романе многоликая народная Русь, подчеркивается ведущая роль народа в истории, в петровских преобразованиях.
“Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников