Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"»

Сочинение

Пётр Первый, один из самых необычных царей России, давно ждал своего биографа. Алексей Николаевич Толстой оказался тем писателем, который не побоялся взяться за историю этой эпохальной личности.

Центральную проблему своего романа Алексей Николаевич Толстой определял как "становление личности в эпохе". В начале книги он нарисовал допетровскую Русь – нищую, темную, разоренную бунтами, воровством и непомерными налогами. "Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье". "Ни ремесел, ни войска, ни флота... Одно — три шкуры драть, да и те худые..." Все слои населения недовольны существующим порядком жизни.



Необходимость коренных преобразований понятна и "мужику с поротой задницей", и бедному дворянину, и князю Василию Голицыну. Стране был необходим реформатор. Сама история выбрала для этой миссии Петра, который явился выразителем не только своей личной воли, но и требований эпохи.

В первых главах юный Петр весьма далек от предназначенной ему великой миссии. Его целиком поглотила борьба за власть, увлёк яркий, шумный, лишенный скуки мир Кукуйской слободы, жестокие потехи, вино, женщины.

"Кукуйский кутилка" начал осознавать необходимость перемен, когда увидел настоящие морские торговые корабли в Архангельске и "гордое презрение иностранцев, прикрытое любезными улыбками".

Оглянувшись на прошлое, он подумал: "А что сделано за эти годы — ни дьявола: баловался!" Так Пётр осознает необходимость "замахиваться на большее": воевать за выход России к Черному и Балтийскому морям — без этого России не быть! Неудача и позор под Азовом "бешеными удилами взнуздали его". Кончились потехи, начались великие дела на благо России.

Личная судьба Петра теснейшим образом переплелась с судьбой России. Как наиболее ценную черту его личности Толстой отметил – безотказное служение Отечеству.

Пётр без ханжеского высокомерия признал справедливость речей иностранцев и стал учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Без преклонения и самоуничижения учился он ремеслу сам и заставлял учиться других, нанимая учителями лучших европейских специалистов.

Сурово и решительно расправлялся Пётр с личными врагами (Софья, восставшие стрельцы, консервативные бояре), но не столько из личной мести, сколько из-за того, что они стали тормозом на пути преобразования России. Пётр заставил бояр брить бороды, чистить зубы, одеваться в иноземное платье, собираться на ассамблеи, знать политес, понимать языки. Он озабочен развитием культуры, образования, а значит — процветанием России.

Любое начинание, направленное на пользу России, встречало безоговорочную поддержку государя, воспринималось им как личная победа, вызывало гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами.

Трудолюбивый и неприхотливый, Петр ценил людей по уму, таланту, деловым и нравственным качествам, а не по знатности рода. Он выдвигал и приближал к себе только тех, кто так или иначе послужил России.

Алексей Толстой изобразил царя как талантливого военачальника, реформатора армии, умеющего даже из поражений извлечь полезные уроки. Проезжая по полю, где когда-то случилась "нарвская конфузия", Петр с беспощадной откровенностью сказал: "Здесь погибла моя армия... На этих местах Карл нашел великую славу, а мы — силу. Здесь мы научились — с какого конца надо редьку есть, да похоронили навек закостенелую старину, от коей едва не восприняли конечную погибель..."

Войну он считал исторической необходимостью, "нуждой государственной", в отличие от Карла, которого война интересовала ради войны. Шведский король не думал о своей стране, о своей армии, которой рисковал, он ничего не желал от жизни, кроме "грохота и дыма пушек, лязга скрещенного железа, воплей раненых солдат и зрелища истоптанного поля, пахнущего гарью и кровью".

Как выгодно отличается от него Пётр, когда, готовясь к решающему штурму Нарвы, сказал Меншикову: "Второй раз отступить от Нарвы нельзя... Нарва — ключ ко всей войне... Город брать нужно быстро, и крови нашей много лить не хочется..." А при взятии Юрьева приказал Шереметеву: "Сам делай свое дело, для Бога только не теряй людей напрасно..." Здесь Петр изображён как истинный гуманист, мудрый военачальник.

Писателю удалось воссоздать многогранную личность Петра, сформированную определенной средой и исторической эпохой. Жестокость, грубость, деспотичность сочетались в нем с талантливостью, жизнелюбием, упорством, широтой души, патриотизмом. Эта двойственность Петра объяснялась реалиями русской жизни. Петр действовал так, как диктовала взрастившая его эпоха, он в огромной степени — сын своего времени.

Сначала — влияние исторических событий на Петра, затем — все увеличивающееся влияние самого Петра, его реформаторской деятельности на события эпохи — такова логика развития образа царя в романе.

В центре повествования оказался мощный процесс возрождения России, движимый умом и волей центрального героя романа, обеспечивший политическую, экономическую и национальную независимость государства, ставшего из отсталой страны европейской державой.

"Первое десятилетие XVIII века явило собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещал и рушился старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядела на возникающую Россию..." — такой виделась писателю эпоха, изображённая им в "Петре Первом".

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников