Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Сочинение по роману Толстого «Петр Первый»»

Сочинение

Исторический роман «Петр 1″ это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни.
Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя,
писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.
Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись,
создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность
Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на
эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил,
оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством
и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и
он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.
Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались
силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это
Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до
Урала, это и европейские города, где побывал Петр.

Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В
романе изображены основные события того времени: восстание в
Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,
бегство Петра в ТроицеСергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со
шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя
определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы
вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая
неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных
изменений .в жизни. Этоощущается прежде всего в глухом
недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких
отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места
вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни
Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки
зрения художественного раскрытия роли личности в истории,
противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный
мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном
государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи
Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель
рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в
глухом уголке загородного Преображенского дворца.

Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические
обстоятельства формируют те качества его личности, которые
необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов
общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,
раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского
времени доживают под пером замечательного художника. Центром
своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:
князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,
Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя
не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает
творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны
никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской
эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни
труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях
раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте
многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из
народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое
художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали
первые сваи для будущей российской столицы.
Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который
чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.
На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи
шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках
воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:
ропща и осуждая царя «мироеда», «антихриста», простые люди видят в
нем необыкновенного царяреформатора, не поцарски трудолюбивого,
пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно
писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и
разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему
собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в
авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России
эпохи Петра 1 ощущается позиция писателярассказчика, который
говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о
Петре и его времени в романе эта справедливый и объективный суд
народа над историей.

Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся
портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают
неповторимую картину петровской эпохи. Художественным
мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое
широкое признание в нашей стране.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников