Пётр Первый
Алексей Николаевич Толстой
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений
«Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I»»
Сочинение
Над романом «Петр Первый» А. Н. Толстой работал более двадцати лет. Прежде чем произведение увидело сеет, писатель создал рассказы «Наваждение» и «День Петра», пьесу «На дыбе». Все это являлось набросками к будущему грандиозному произведению.
Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи. Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит того времени. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени. Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России.
Важной темой в романе является вечная проблема России — тема взаимоотношений народа и государства, народа и личности. Конечно, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха.петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII в., как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр I».
Взаимоотношения народа и государства мы видим уже в самом начале романа. Царь умер, а с его смертью начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в управлении своей судьбой. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра.
Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борьбы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего. Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свою реформаторскую деятельность. Возможно, действия царя и жестоки, но они оправдываются необходимостью. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу (пить кофе по утрам, стричь бороды и т. В и народ стихийно протестует. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной бунта стало, прежде всего, непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. ЖеяИ кая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть опору в народе, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.
Нажми на картинку и желание курить навсегда пропадет!
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании ны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступают патриотизм наро&Я его стойкость, способность принести себя в жертву на благо отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает
Он помогает своим солдатам тянуть пушки и повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса ШВеДОВ.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично,что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского» рода. Основная трагедия заключается в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибель» сотен людей, новым противостоянием народа и царя. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия.
Таким образом, Петербург буквально строится на костях, на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Важным здесь является образ Федьки. Вместе с этим каторжником Толстой высказывает протест против бесчинства властей, которые видят в народе только! орудие для достижения собственных целей, только шестеренки механизма огромной государственно! машины. Но «полетят» шестеренки, рухнет и машина. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы.
Писатель показал стороны этих взаимоотношений во всем их многообразии. Толстой пришел к выводу, что никакие цели не оправдывают насилия государства над народом. Именно так решает для себя эту проблему автор романа «Петр Первый».
Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи. Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит того времени. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени. Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России.
Важной темой в романе является вечная проблема России — тема взаимоотношений народа и государства, народа и личности. Конечно, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха.петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII в., как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр I».
Взаимоотношения народа и государства мы видим уже в самом начале романа. Царь умер, а с его смертью начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в управлении своей судьбой. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра.
Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борьбы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего. Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свою реформаторскую деятельность. Возможно, действия царя и жестоки, но они оправдываются необходимостью. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу (пить кофе по утрам, стричь бороды и т. В и народ стихийно протестует. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной бунта стало, прежде всего, непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. ЖеяИ кая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть опору в народе, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.
Нажми на картинку и желание курить навсегда пропадет!
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании ны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступают патриотизм наро&Я его стойкость, способность принести себя в жертву на благо отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает
Он помогает своим солдатам тянуть пушки и повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса ШВеДОВ.
И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О' Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично,что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского» рода. Основная трагедия заключается в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибель» сотен людей, новым противостоянием народа и царя. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия.
Таким образом, Петербург буквально строится на костях, на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Важным здесь является образ Федьки. Вместе с этим каторжником Толстой высказывает протест против бесчинства властей, которые видят в народе только! орудие для достижения собственных целей, только шестеренки механизма огромной государственно! машины. Но «полетят» шестеренки, рухнет и машина. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы.
Писатель показал стороны этих взаимоотношений во всем их многообразии. Толстой пришел к выводу, что никакие цели не оправдывают насилия государства над народом. Именно так решает для себя эту проблему автор романа «Петр Первый».
Другие сочинения по этому произведению
"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый»