«Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый"»
Сочинение
В романе «Петр Первый» А. Толстой не только воссоздает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.
Одним из таких характеров в романе является царевна Софья. Впервые читатель знакомится с Софьей у постели умирающего царя Федора Алексеевича: «Не плавно, лебедем, как подобало бы девице,— она вошла стремительно». Жесткий, волевой, властный характер рисует автор. Красноречиво о нем говорит портрет Софьи. «Царевна была широка в кости, коренастая, крепкая, с большой головой. У нее хмурое лицо, зеленые мужичьи глаза, сильные мускулы с боков рта. Когда Софья вошла в комнату, где родственники и приближенные ожидали уже неминуемой смерти царя, все насторожились, потому что многого можно было ожидать от решительной Софьи в такой момент.
Единственное, что заставляет думать о Софье как о женщине — это ее любовь к Василию Голицыну, которую та вынуждена была скрывать, хотя ни для кого уже она не была секретом. «Нехорошо было,— без закона, не венчанной, не крученной,— отдавать возлюбленному свое уже немолодое тело»,— отмечает автор. Любовь Софьи горячая, страстная, всеобъемлющая, «неспокойная, не в меру лет; хорошо так любить семнадцатилетней девчонке». У этой любви нет выхода. От ребенка Софья вынуждена была избавиться, и снова пришлось ей тайно встречаться с Голицыным. В разговоре с ним она ведет себя уверенно, властно, за собой оставляет последнее слово. Голицын во всем ей подчиняется, понимая, что спорить с такой женщиной бесполезно, а когда влияние Софьи в царском дворе ослабевает, признается сам себе, что «с бабой прислал себе власть». «Теперь он не скрывался от себя,— сообщает автор,— из запретных тайников вставало тяжелое, нелюбимое лицо неприкрашенной женщины, жадной любовницы,— властная, грубая, страшная... Лицо его славы!»
Царевна жаждет власти и добывать ее она готова любыми способами. Целеустремленная Софья полна решимости. «Пусть кричат меня на царство,— зло заявляет она,— щенка ее спихнуть не побоятся». Царевна готова возглавить самые масштабные перевороты. Властолюбие и жажда славы ослепляют ее, когда она отправляет ослабленное и неподготовленное войско в Крымский поход. Заканчивается он не славой, а позором
Софья яростно борется за власть. Показателен в этом отношении эпизод в Успенском соборе. Ее руки берут поднесенный митрополитом образ «плотно, хищно», и, когда Петр делает попытку отнять его у нее, она даже не оборачивается, не тревожится. Так демонстрирует царевна молодому Петру, что она хозяйка положения.
Софья — организатор хитрых и подлых интриг, она страшна в своем желании добиться трона. Злая, едет Софья усмирять молодого Петра в Троицкую Лавру и неожиданно для себя получает жесткий отпор. Стыд, гнев, злоба сотрясают Софью. Она начинает понимать, что подрастает настоящий противник, что погибель ее недалека, что война почти проиграна. Однако не так-то легко успокоить царевну. Не раз пытается она организовать заговор против Петра, не успокаивается и после заточения в Новодевичий монастырь.
Справедливо сказал о Софье литературовед М. Парный: «Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерзкая. Она является инициатором заговоров и интриг.... Борьба Софьи с Петром дана в романе как непосредственное выражение борьбы старой Руси с подымающейся новой».
Другие сочинения по этому произведению
"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый")
"Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман
"Петр I"— исторический роман
«Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман
Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый")
«Государство и народ в романе «Петр первый»»
Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Женские образы в романе "Петр первый"
Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый"
Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый")
Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Исторический роман "Петр первый"
Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого
Мастерство в построении композиции и
Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый"
Народ в романе А.Толстого "Петр первый"
Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Образ Петра Первого
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I”
Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I»
Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого)
Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Развитие исторического романа ("Петр первый")
Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма
Роман А. Н. Толстого «Петр Первый»
Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый»)
Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый")
Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I»
Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\")
Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1”
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I"
Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого
История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый»
Характер царя Петра в одноименном романе Толстого
Пересказ романа Толстого «Петр Первый»
"Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый")
Описание образа Петра Первого в русской литературе
Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый"
История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н.
Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый»
А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН"
Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый"
Мастерство в построении композиции
Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый")
Главная тема романа «Петр Первый» образ России
Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I"
Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I")
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I»
Система образов в романе «Петр Первый»
Образ русской женщины в романе «Петр Первый»
Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I»
Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый»)
Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого
Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н.
Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н.
Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый»
Характеристика Петра Первого в одноименном романе
Проблематика и композиция романа «Петр Первый»
Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»
Сочинение по роману Толстого «Петр Первый»
Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»
Образ Перта I
Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру
Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый»
Роль народа в романе «Петр Первый»
Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»)
Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"
Композиция и сюжет романа "Петр Первый"
Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"
Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый»
Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый"
Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»
Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI»
Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый"
Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н.
Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый»
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников