Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый"»

Сочинение


В романе «Петр Первый» А. Толстой не только вос­создает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.

Одним из таких характеров в романе является ца­ревна Софья. Впервые читатель знакомится с Софьей у постели умирающего царя Федора Алексеевича: «Не плавно, лебедем, как подобало бы девице,— она вошла стре­мительно». Жесткий, волевой, властный характер рисует автор. Красноречиво о нем говорит портрет Со­фьи. «Царевна была широка в кости, коренастая, крепкая, с большой головой. У нее хмурое лицо, зеле­ные мужичьи глаза, сильные мускулы с боков рта. Ко­гда Софья вошла в комнату, где родственники и при­ближенные ожидали уже неминуемой смерти царя, все насторожились, потому что многого можно было ожидать от решительной Софьи в такой момент.

Единственное, что заставляет думать о Софье как о женщине — это ее любовь к Василию Голицыну, кото­рую та вынуждена была скрывать, хотя ни для кого уже она не была секретом. «Нехорошо было,— без за­кона, не венчанной, не крученной,— отдавать воз­любленному свое уже немолодое тело»,— отмечает ав­тор. Любовь Софьи горячая, страстная, всеобъемлю­щая, «неспокойная, не в меру лет; хорошо так любить семнадцатилетней девчонке». У этой любви нет выхо­да. От ребенка Софья вынуждена была избавиться, и снова пришлось ей тайно встречаться с Голицыным. В разговоре с ним она ведет себя уверенно, властно, за собой оставляет последнее слово. Голицын во всем ей подчиняется, понимая, что спорить с такой женщи­ной бесполезно, а когда влияние Софьи в царском дво­ре ослабевает, признается сам себе, что «с бабой при­слал себе власть». «Теперь он не скрывался от себя,— сообщает автор,— из запретных тайников вставало тяжелое, нелюбимое лицо неприкрашенной женщи­ны, жадной любовницы,— властная, грубая, страш­ная... Лицо его славы!»

Царевна жаждет власти и добывать ее она готова любыми способами. Целеустремленная Софья полна решимости. «Пусть кричат меня на царство,— зло заявляет она,— щенка ее спихнуть не побоятся». Ца­ревна готова возглавить самые масштабные переворо­ты. Властолюбие и жажда славы ослепляют ее, когда она отправляет ослабленное и неподготовленное вой­ско в Крымский поход. Заканчивается он не славой, а позором




Софья яростно борется за власть. Показателен в этом отношении эпизод в Успенском соборе. Ее руки берут поднесенный митрополитом образ «плотно, хищно», и, когда Петр делает попытку отнять его у нее, она даже не оборачивается, не тревожится. Так демонстрирует царевна молодому Петру, что она хо­зяйка положения.

Софья — организатор хитрых и подлых интриг, она страшна в своем желании добиться трона. Злая, едет Софья усмирять молодого Петра в Троицкую Лавру и неожиданно для себя получает жесткий от­пор. Стыд, гнев, злоба сотрясают Софью. Она начина­ет понимать, что подрастает настоящий противник, что погибель ее недалека, что война почти проиграна. Однако не так-то легко успокоить царевну. Не раз пы­тается она организовать заговор против Петра, не ус­покаивается и после заточения в Новодевичий монастырь.

Справедливо сказал о Софье литературовед М. Пар­ный: «Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерз­кая. Она является инициатором заговоров и интриг.... Борьба Софьи с Петром дана в романе как непосредст­венное выражение борьбы старой Руси с подымаю­щейся новой».

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников