Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Проблематика и композиция романа «Петр Первый»»

Сочинение



Главная тема всех произведений А. Толстого - тема Родины. К ней обращается он в период эмиграции в повести «Детство Никиты» и романе «Аэлита», о ней пишет в трилогии «Хождение по мукам» и в историческом романе «Петр Первый», ей посвящает публицистические статьи военных лет. Эта горячая и глубокая любовь к своей стране и народу пронизывает все творчество А. Толстого. Даже краткий анализ трилогии «Хождение по мукам» позволит показать, как менялось мировоззрение писателя-, как увеличился круг его наблюдений, как все глубже становились художественные обобщения. Внимательное изучение действительности, активное участие в общественной жизни страны, знакомство с громадным историко-документальным материалом позволили А. Толстому глубоко, исторически правдиво и всесторонне отобразить революцию и гражданскую войну. Роман о судьбах интеллигенции в революции превратился в роман-эпопею о великом русском народе в один из важнейших, переломных периодов его истории.

30-е годы в творческой биографии А. Толстого стали периодом расцвета его таланта (назовем произведения этих лет). В 1938году он мог сказать о себе: «Я стал участником строительства новой жизни на земле, я вижу задачи эпохи. Мне ясны мои задачи».

Рассказывая о творчестве А. Толстого в период Великой Отечественной войны, отметим, что его замечательный талант проявился в эти годы с новой силой: он написал более 60 публицистических статей, сами названия которых звучали как призывы: «Стыд хуже смерти», «Нас не одолеешь!», «Мы должны выстоять!», «К подвигам, к славе!». Прочитаем отрывок из первой его статьи «Что мы защищаем»: «…моя Родина, моя Родина, моя род-пая земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…»

В эти годы написаны и «Рассказы Ивана Сударева», один из них - «Русский характер» -хорошо знаком учащимся. В нем Л. Толстой раскрывает силу русского характера, мужество, героизм, человеческую красоту- черты, наиболее сильно проявившиеся у русских людей в годы тяжелых испытаний. Во время войны создавалась и третья книга романа-«Петр Первый», в которой особенно ощущаются величие и мощь русского народа. Сознание грядущей победы народа над фашистскими полчищами, радость, вызванная успехами на фронте и в тылу, пронизывают не только публицистику А. Толстого, но и последние главы недописанной третьей книги романа.

Работа над романом «Восемнадцатый год» помогла писателю выработать новое понимание исторического процесса, во многом облегчила создание произведения о Петровской эпохе, к которому он приступил в 1929 году. «Работа над «Петром»-писал А. Толстой,- прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски».

Высокую оценку романа «Петр Первый» дал М. Горький в одном из писем к А. Толстому: «Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга - надолго…»


«Петр Первый», как справедливо отметил А. Серафимович,- «прежде всего книга о русском характере». Поэтому и при обзорном изучении этого произведения уделим внимание лучшим чертам русского национального характера, которые раскрывает Толстой в своих героях.


Обзор содержания романа. Изображение народа. Особенности авторской речи. Познакомим школьников с основными проблемами или теми задачами, которые стояли перед Толстым как перед автором исторического романа. Каковы же они?

Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». С исторических позиций подходит Толстой в романе к решению вопроса о роли личности в истории. Одной из важнейших проблем для Толстого было, «выявление двигающих сил эпохи»- исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострения классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, которое не успел изобразить Толстой. В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции (братья Бровкины, царевна Наталья и др.). Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

Работу над романом «Петр Первый» полезно начинать с рассмотрения композиции произведения, что позволит учащимся охватить контуры всего романа, понять принцип организации материала художником. «Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I».

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Решающие события в жизни страны (восстание стрельцов а Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы), само движение эпохи составляют сюжетную основу романа. Следует обратить внимание нас на то, что отбор событий был продиктован одной из задач, романа- показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображенные в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развертывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям (так, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузил» способствовала реорганизации армии и т. д.).

Далее следует определить центральные конфликты романа. Это прежде всего классовые противоречия - противоречия между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый") Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников