Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений

«Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый")»

Сочинение

Роман А. Толстого «Петр Первый» — произведение историческое. Но автор описывает не только гранди­озные исторические события, но и мир тончайших пе­реживаний героев, их чувства и мысли. Довольно большое место в романе занимает тема любви. Во взаимоотношениях с женщинами более полно рас­крывается характер Петра, описание любовных сцен дает наглядное представление о нравах и обычаях эпохи.

Особенно живым и увлекательным становится ав­торское повествование, когда речь заходит о любов­ном треугольнике Петр — Анхен — Евдокия. Анхен и Евдокия — противопоставлены друг другу. Евдо­кия — представительница старой, уходящей России. Анхен же — живое воплощение того, к чему молодой царь так яростно стремился в своих преобразованиях.

Впервые встретившись с Петром, Анхен, «очень умная девочка», отвечает на его вопросы остроумно, ведет себя свободно. Петр становится частым гостем в немецкой слободе. Анхен всегда встречает его с улыб­кой. Одевается она не как русские барышни. «По пле­чи голая, точно высунулась навстречу ему из пышно­го, как роза платья»,— говорит о ней автор. При встрече у нее лукаво сверкают зубы, она не сводит с царя прельстительных глаз.

Анхен хорошела с каждым днем, и Петр уже не в силах был вырваться из-под ее обаяния. Немецкая де­вушка брала не только красотой, но и умом: «она со вниманием слушала его отрывочные, всегда торопли­вые рассказы и умненько вставляла слова». Петр рев­нует Анхен к другим, сходит по ней с ума: «У него громко болело сердце — так желанна, недоступно соблазнительна была она». Но быть царем не так легко, это ко многому обязывает.

Наступает момент, когда Наталья Кирилловна ре­шает женить неразумного сына. Она надеется угомо­нить его, отвлечь от опасных порой забав.

Невеста на свадьбе одета согласна русскому обы­чаю: на ней огромное количество дорогих и тяжелых украшений, летник, поверх летника опашень, а по­верх него еще подволока. Богатство наряда не придает обаяния невесте. В нем она словно неживая. Как в ко­коне, сидит Евдокия в своем торжественном убранст­ве. Поведение ее также следствие воспитания. Она не смотрит на Петра прельстительно, она его боится, бо­ится свадьбы, боится слово сказать не так, потому и молчит: ведь замуж выходит за царя. Поначалу Петр еще терзается любопытством, надеждой. Но увидев дрожь невесты, он отводит глаза и задумывается об Анхен, такой легкой и привлекательной, умной и красивой... С этого момента уже понятно, что ее место в сердце Петра довольно прочно.



Когда Петр наконец рассмотрел Евдокию как сле­дует, он увидел «низко опущенное, измученное полу­детское личико. Припухший от слез рот. Мягкий но­сик.... От горящего круглого взгляда мужа она, ди­чась, прикрывалась рукавом». Разве могла она в этот момент сравниться с Анхен? Нет, конечно. Остав­шись наедине с женихом, Евдокия боится еще боль­ше, и это заставляет нервничать царя. Самый, каза­лось бы, счастливый момент в жизни превращается для него в ужасно неловкий и тягостный. «Черт знает, как было неприятно, нехорошо,— досада так и кипе­ла...» — говорит о нем автор.

Анхен становится единственной любовью и опорой Петра в трудную минуту. «Аннушка»,— по-русски ласково называет он ее. «Мне с тобой счастье»,— при­знается ей.

Находясь в разлуке с семьей, Петр не скучает, отве­чать на письмо велит только если оно написано рукой Натальи Кирилловны, послания Евдокии не трогают его. При редких встречах с мужем Евдокия не знает, как угодить ему, и, чем больше она старается, тем не­лепее все выходит. Горько переживает Евдокия неуст­роенность семейной жизни. Больно выносить ей оби­ды мужа, который, изредка бывая дома, едет сначала к Анхен, а потом пьяный возвращается к ней. Не ви­дит она от него ни добрых слов, ни ласки.

Испытанием становится для отношений Петра и Евдокии смерть Натальи Кирилловны. Потеряв близ­кого человека, Петр ищет в окружающих поддержки, опоры. Но в Евдокии совершенно неожиданно пробу­ждается властолюбие, она уже видит себя полновла­стной царицей, государыней «всея Великия и Малыя и Белыя...». Не жалеет она мужа, не ласкает его в этот тяжелый момент, а наоборот, начинает сыпать упре­ками и в его, и в Натальи Кирилловны адрес. «Это я тебе, Дуня, попомню»,— восклицает Петр и, обижен­ный, уезжает к Анхен. «Отдала бы все, чтобы утешить вас»,— нежно говорит та ему и плачет вместе с ним, разделяя его горе. Этого искал Петр, и это он нашел в Анхен. С этого момента надежды на счастливую се­мейную жизнь с Евдокией уже не оставалось.

С Анхен Петру легко и хорошо, с ней он счастлив. Вскоре они становятся настолько близки, что все на­чинают говорить о том, что она заменила ему закон­ную супругу. От этой любви Анхен расцветает. На балу ее единодушно признают красивейшей из дам. Ненавистью горит сердце Евдокии, но что-либо изме­нить она уже не в силах. Шанс стать единственной и неповторимой ею навсегда утрачен.

Анхен ездит в золоченой карете, делает покупки в Гостиных рядах, а Евдокия в итоге оказывается в Суз­дале, в монастыре. Ее удел теперь — слезы лить. Жестоко обходится Петр с Евдокией, жестоко расставляет он акценты в любовном треугольнике. Но счастливой с ним в итоге не смогла быть и Анхен. Ей тоже захоте­лось теплого семейного очага, уюта, спокойствия, ко­торое Петр никогда дать ей не мог.

Другие сочинения по этому произведению


"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра Первого Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН" Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый" Мастерство в построении композиции Главная тема романа «Петр Первый» образ России Исторический роман А. Н. Толстого "Петр I" Мастерство писателя в изображении истории ("Петр I") Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Взаимоотношения государства народа личности в романе А. Н. Толстого «Петр I» Система образов в романе «Петр Первый» Образ русской женщины в романе «Петр Первый» Тема взаимоотношения народа и государства в романе «Петр I» Новаторство А. Н. Толстого – исторического романиста («Петр Первый») Эпоха Петра Первого в одноименном романе Л.Н.Толстого Анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Критика по роману "Петр Первый" Толстого А.Н. Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Народ и государство в историческом романе А. Толстого «Петр Первый» Характеристика Петра Первого в одноименном романе Проблематика и композиция романа «Петр Первый» Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I» Сочинение по роману Толстого «Петр Первый» Сочинение по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» Образ Перта I Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Соответствует ли фигура царя в романе «Петр первый» историческому Петру Галерея женских образов в историческом романе «Петр Первый» Роль народа в романе «Петр Первый» Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый») Петр Первый и его эпоха в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Композиция и сюжет романа "Петр Первый" Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый" Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый» Допетровская эпоха в романе А. Толстого "Петр Первый" Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «ПетрI» Образ Софьи в романе А. Толстого "Петр Первый" Исторический роман А.Н. Толстого "Петр первый" Жанровое своеобразие романа "Пётр Первый" Толстого А.Н. Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый» Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников