Пётр Первый
Алексей Николаевич Толстой
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
85 сочинений
«Любовный треугольник Петр, Анхен, Евдокия (по роману А Толстого "Петр Первый")»
Сочинение
Роман А. Толстого «Петр Первый» — произведение историческое. Но автор описывает не только грандиозные исторические события, но и мир тончайших переживаний героев, их чувства и мысли. Довольно большое место в романе занимает тема любви. Во взаимоотношениях с женщинами более полно раскрывается характер Петра, описание любовных сцен дает наглядное представление о нравах и обычаях эпохи.
Особенно живым и увлекательным становится авторское повествование, когда речь заходит о любовном треугольнике Петр — Анхен — Евдокия. Анхен и Евдокия — противопоставлены друг другу. Евдокия — представительница старой, уходящей России. Анхен же — живое воплощение того, к чему молодой царь так яростно стремился в своих преобразованиях.
Впервые встретившись с Петром, Анхен, «очень умная девочка», отвечает на его вопросы остроумно, ведет себя свободно. Петр становится частым гостем в немецкой слободе. Анхен всегда встречает его с улыбкой. Одевается она не как русские барышни. «По плечи голая, точно высунулась навстречу ему из пышного, как роза платья»,— говорит о ней автор. При встрече у нее лукаво сверкают зубы, она не сводит с царя прельстительных глаз.
Анхен хорошела с каждым днем, и Петр уже не в силах был вырваться из-под ее обаяния. Немецкая девушка брала не только красотой, но и умом: «она со вниманием слушала его отрывочные, всегда торопливые рассказы и умненько вставляла слова». Петр ревнует Анхен к другим, сходит по ней с ума: «У него громко болело сердце — так желанна, недоступно соблазнительна была она». Но быть царем не так легко, это ко многому обязывает.
Наступает момент, когда Наталья Кирилловна решает женить неразумного сына. Она надеется угомонить его, отвлечь от опасных порой забав.
Невеста на свадьбе одета согласна русскому обычаю: на ней огромное количество дорогих и тяжелых украшений, летник, поверх летника опашень, а поверх него еще подволока. Богатство наряда не придает обаяния невесте. В нем она словно неживая. Как в коконе, сидит Евдокия в своем торжественном убранстве. Поведение ее также следствие воспитания. Она не смотрит на Петра прельстительно, она его боится, боится свадьбы, боится слово сказать не так, потому и молчит: ведь замуж выходит за царя. Поначалу Петр еще терзается любопытством, надеждой. Но увидев дрожь невесты, он отводит глаза и задумывается об Анхен, такой легкой и привлекательной, умной и красивой... С этого момента уже понятно, что ее место в сердце Петра довольно прочно.
Когда Петр наконец рассмотрел Евдокию как следует, он увидел «низко опущенное, измученное полудетское личико. Припухший от слез рот. Мягкий носик.... От горящего круглого взгляда мужа она, дичась, прикрывалась рукавом». Разве могла она в этот момент сравниться с Анхен? Нет, конечно. Оставшись наедине с женихом, Евдокия боится еще больше, и это заставляет нервничать царя. Самый, казалось бы, счастливый момент в жизни превращается для него в ужасно неловкий и тягостный. «Черт знает, как было неприятно, нехорошо,— досада так и кипела...» — говорит о нем автор.
Анхен становится единственной любовью и опорой Петра в трудную минуту. «Аннушка»,— по-русски ласково называет он ее. «Мне с тобой счастье»,— признается ей.
Находясь в разлуке с семьей, Петр не скучает, отвечать на письмо велит только если оно написано рукой Натальи Кирилловны, послания Евдокии не трогают его. При редких встречах с мужем Евдокия не знает, как угодить ему, и, чем больше она старается, тем нелепее все выходит. Горько переживает Евдокия неустроенность семейной жизни. Больно выносить ей обиды мужа, который, изредка бывая дома, едет сначала к Анхен, а потом пьяный возвращается к ней. Не видит она от него ни добрых слов, ни ласки.
Испытанием становится для отношений Петра и Евдокии смерть Натальи Кирилловны. Потеряв близкого человека, Петр ищет в окружающих поддержки, опоры. Но в Евдокии совершенно неожиданно пробуждается властолюбие, она уже видит себя полновластной царицей, государыней «всея Великия и Малыя и Белыя...». Не жалеет она мужа, не ласкает его в этот тяжелый момент, а наоборот, начинает сыпать упреками и в его, и в Натальи Кирилловны адрес. «Это я тебе, Дуня, попомню»,— восклицает Петр и, обиженный, уезжает к Анхен. «Отдала бы все, чтобы утешить вас»,— нежно говорит та ему и плачет вместе с ним, разделяя его горе. Этого искал Петр, и это он нашел в Анхен. С этого момента надежды на счастливую семейную жизнь с Евдокией уже не оставалось.
С Анхен Петру легко и хорошо, с ней он счастлив. Вскоре они становятся настолько близки, что все начинают говорить о том, что она заменила ему законную супругу. От этой любви Анхен расцветает. На балу ее единодушно признают красивейшей из дам. Ненавистью горит сердце Евдокии, но что-либо изменить она уже не в силах. Шанс стать единственной и неповторимой ею навсегда утрачен.
Анхен ездит в золоченой карете, делает покупки в Гостиных рядах, а Евдокия в итоге оказывается в Суздале, в монастыре. Ее удел теперь — слезы лить. Жестоко обходится Петр с Евдокией, жестоко расставляет он акценты в любовном треугольнике. Но счастливой с ним в итоге не смогла быть и Анхен. Ей тоже захотелось теплого семейного очага, уюта, спокойствия, которое Петр никогда дать ей не мог.
Особенно живым и увлекательным становится авторское повествование, когда речь заходит о любовном треугольнике Петр — Анхен — Евдокия. Анхен и Евдокия — противопоставлены друг другу. Евдокия — представительница старой, уходящей России. Анхен же — живое воплощение того, к чему молодой царь так яростно стремился в своих преобразованиях.
Впервые встретившись с Петром, Анхен, «очень умная девочка», отвечает на его вопросы остроумно, ведет себя свободно. Петр становится частым гостем в немецкой слободе. Анхен всегда встречает его с улыбкой. Одевается она не как русские барышни. «По плечи голая, точно высунулась навстречу ему из пышного, как роза платья»,— говорит о ней автор. При встрече у нее лукаво сверкают зубы, она не сводит с царя прельстительных глаз.
Анхен хорошела с каждым днем, и Петр уже не в силах был вырваться из-под ее обаяния. Немецкая девушка брала не только красотой, но и умом: «она со вниманием слушала его отрывочные, всегда торопливые рассказы и умненько вставляла слова». Петр ревнует Анхен к другим, сходит по ней с ума: «У него громко болело сердце — так желанна, недоступно соблазнительна была она». Но быть царем не так легко, это ко многому обязывает.
Наступает момент, когда Наталья Кирилловна решает женить неразумного сына. Она надеется угомонить его, отвлечь от опасных порой забав.
Невеста на свадьбе одета согласна русскому обычаю: на ней огромное количество дорогих и тяжелых украшений, летник, поверх летника опашень, а поверх него еще подволока. Богатство наряда не придает обаяния невесте. В нем она словно неживая. Как в коконе, сидит Евдокия в своем торжественном убранстве. Поведение ее также следствие воспитания. Она не смотрит на Петра прельстительно, она его боится, боится свадьбы, боится слово сказать не так, потому и молчит: ведь замуж выходит за царя. Поначалу Петр еще терзается любопытством, надеждой. Но увидев дрожь невесты, он отводит глаза и задумывается об Анхен, такой легкой и привлекательной, умной и красивой... С этого момента уже понятно, что ее место в сердце Петра довольно прочно.
Когда Петр наконец рассмотрел Евдокию как следует, он увидел «низко опущенное, измученное полудетское личико. Припухший от слез рот. Мягкий носик.... От горящего круглого взгляда мужа она, дичась, прикрывалась рукавом». Разве могла она в этот момент сравниться с Анхен? Нет, конечно. Оставшись наедине с женихом, Евдокия боится еще больше, и это заставляет нервничать царя. Самый, казалось бы, счастливый момент в жизни превращается для него в ужасно неловкий и тягостный. «Черт знает, как было неприятно, нехорошо,— досада так и кипела...» — говорит о нем автор.
Анхен становится единственной любовью и опорой Петра в трудную минуту. «Аннушка»,— по-русски ласково называет он ее. «Мне с тобой счастье»,— признается ей.
Находясь в разлуке с семьей, Петр не скучает, отвечать на письмо велит только если оно написано рукой Натальи Кирилловны, послания Евдокии не трогают его. При редких встречах с мужем Евдокия не знает, как угодить ему, и, чем больше она старается, тем нелепее все выходит. Горько переживает Евдокия неустроенность семейной жизни. Больно выносить ей обиды мужа, который, изредка бывая дома, едет сначала к Анхен, а потом пьяный возвращается к ней. Не видит она от него ни добрых слов, ни ласки.
Испытанием становится для отношений Петра и Евдокии смерть Натальи Кирилловны. Потеряв близкого человека, Петр ищет в окружающих поддержки, опоры. Но в Евдокии совершенно неожиданно пробуждается властолюбие, она уже видит себя полновластной царицей, государыней «всея Великия и Малыя и Белыя...». Не жалеет она мужа, не ласкает его в этот тяжелый момент, а наоборот, начинает сыпать упреками и в его, и в Натальи Кирилловны адрес. «Это я тебе, Дуня, попомню»,— восклицает Петр и, обиженный, уезжает к Анхен. «Отдала бы все, чтобы утешить вас»,— нежно говорит та ему и плачет вместе с ним, разделяя его горе. Этого искал Петр, и это он нашел в Анхен. С этого момента надежды на счастливую семейную жизнь с Евдокией уже не оставалось.
С Анхен Петру легко и хорошо, с ней он счастлив. Вскоре они становятся настолько близки, что все начинают говорить о том, что она заменила ему законную супругу. От этой любви Анхен расцветает. На балу ее единодушно признают красивейшей из дам. Ненавистью горит сердце Евдокии, но что-либо изменить она уже не в силах. Шанс стать единственной и неповторимой ею навсегда утрачен.
Анхен ездит в золоченой карете, делает покупки в Гостиных рядах, а Евдокия в итоге оказывается в Суздале, в монастыре. Ее удел теперь — слезы лить. Жестоко обходится Петр с Евдокией, жестоко расставляет он акценты в любовном треугольнике. Но счастливой с ним в итоге не смогла быть и Анхен. Ей тоже захотелось теплого семейного очага, уюта, спокойствия, которое Петр никогда дать ей не мог.
Другие сочинения по этому произведению
"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого — исторический роман "Петр I"— исторический роман «Петр Первый»