История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города»»

Сочинение

Основными темами произведений М. Е, Салтыкова-Щедрина являются обличение самодержавия, господствующего класса, а также проблема народа. В сказках и в романе «История одного города» сильны фольклорные традиции. Многие сказки начинаются, как русское народное творчество: «В некотором царстве, некотором государстве жил-был помещик» («Дикий помещик»). В своих произведениях автор использует басенную традицию изображать человеческие пороки в образе зверей. Ирония писателя видна во всех образах, которые мы можем увидеть в его произведениях.



Многие считают роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» сатирой на самодержавие. Произведение рассказывает о жизни губернии, в которой правители часто сменяют друг друга. Каждый правитель привносит что-то свое в жизнь глуповцев. Например, первый губернатор, Клементий Амадей Мануйлович, являлся поклонником макарон, поэтому он принуждал своих подчиненных их готовить. На вершине власти были как жестокие, глупые, так и простодушные губернаторы. Так, к примеру, при Двоекурове Семене Константиновиче были вымощены Большая и Дворянская улицы, заведено пивоварение и медоварение. Хотя приобщение глуповцев к горчице и лавровому листу потребовало многих жертв.



В романе автор изображает некоторые явления абсолютно абсурдными. Так, анархия выражается в потоплении Прошки да Ивашки, а в борьбу за власть вступают авантюристка Клемантина, пампадурша Амалия Карловна и бездетная вдова непреклонного характера Ираида Лукинишна. Каждый из градоначальников является носителем какого-то порока. Брудастый, прозванный в народе «Органчиком», знал только несколько слов и впоследствии вообще выяснилось, что он - машина с подпорченным механизмом. Маркиз де-Санглот отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Фердыщенко «при не весьма обширном уме, был косноязычен», а Бородавкин - жесток. Из-за недоимок в два с половиной рубля Петр Петрович спалил тридцать три деревни. Деятельность каждого градоначальника преследовала одну единственную цель - изъять у глуповцев под разным предлогом как можно больше денег. Одни градоначальники до последнего выжимали народ, при других он начинал жиреть и «даже бросать хлеб свиньям». Однако в любом случае ясно видна несостоятельность правителей, неумение правильно организовать жизнь города. Это не удивительно, автор в главе «Опись градоначальникам» прямо указывает на то, что у вершины власти оказывались совершенно случайные люди: Клементий был поваром в Италии, Ферапонтов - брадобреем у герцога Кур-ляндского, Ламврокакис - вообще беглый грек, без имени и отчества.



Здесь же прослеживается ирония Салтыкова-Щедрина над восторженным отношением русских ко всему нерусскому. Часто в то время иностранное происхождение открывало для человека невероятные возможности в России. Но и правители российского происхождения не отличались радивостыо. Негодяев «разместил вымощенные предместниками его улицы», Грустилов увеличил дань с откупа до пяти тысяч рублей в год, а Фердыщенко был охотником до чужих жен. Каждый из градоначальников создавал указы, противоречащие здравому смыслу. Так, к примеру, Двоекуров сделал обязательным употребление лаврового листа и горчицы, а Фердыщенко приказал «людей, имеющих унылый вид, забирать на4 съезжую». То есть каждый по-своему проявлял свое самодурство. Некоторые градоначальники даже занимались научной или литературной деятельностью. Беневоленский собствен-норучно сочинял проповеди для городских попов и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского, а Грустилов оставил после себя несколько сочинений идилистического содержания. Жаль только, что эта деятельность никак не сказалась на благополучии обитателей Глупова. Из произведения видно, с каким сарказмом автор относится к «сильным мира сего». Однако и обыватели города не вызывают у Салтыкова-Щедрина сочувствия.
В своем письме в редакцию «Вестника Европы» писатель отвечает на упрек рецензента в «глумлении над народом». Автор проводит четкую черту между народом историческим, действующим на поприще истории, и народом, воплощающим идеи демократизма. В первом случае Салтыков-Щедрин считает, что если народ «производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, то о сочувствии не может быть и речи». Писатель иронизирует над пассивностью обывателя, над его нежеланием выходить из состояния бессознательности. В случае с народом, как носителем идей демократизма, автор считает, что ему «нельзя не сочувствовать уже по тому одному, что в нем заключается начало и конец всякой индивидуальной деятельности». Салтыков-Щедрин высмеивает стремление обывателя обязательно кому-то подчиняться. Так, в главе «О корени происхождения глуповцев» головотяпцы не сумели навести порядок, поэтому «надумали искать себе князя». Эта тема прослеживается в сказках автора. Так, к примеру, в сказке «Самоотверженный заяц» главный герой настолько боготворит «хозяев жизни», что добровольно готов расстаться со свободой.
В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин отразил, я думаю, практически все «болезни» власти и народа, этой самой власти подчиняющегося.

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича