История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Пародия, как художественный прием в «Истории одного города»»

Сочинение




Объясняя «Историю одного города», Салтыков-Щедрин утверждал, что это книга о современности. В ней он ви­дел свое место и никогда не считал, что созданные им про­изведения будут читать его далекие потомки. Однако об­наруживается достаточное количество причин, благодаря которым его книга остается предметом и поводом для объяснения событий современной действительности.

Одной из таковых причин несомненно является прием литературного пародирования, который активно исполь­зует автор. Особенно это заметно в его «Обращении к чи­тателю», которое написано от лица последнего архивари­уса-летописца, а также в главах «О корени происхожде­ния глуповцев» и в «Описи градоначальников».

Пародия — особый литературный жанр, и Щедрин вы­казывает себя в нем истинным художником. То, что он делает, - он делает тонко, умно, изящно и смешно.

«Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыс­кать по земли, ни подобно Соловьеву, сизым орлом ши­рять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыс­лью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глу­повцев, показав миру их славные дела и преподобный тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло». Так начинается глу- повская летопись. Величественный текст «Слова...» писа­тель организует совершенно по-другому, поменяв ритми­ческий и смысловой рисунок. Салтыков-Щедрин, исполь­зуя современные ему канцеляризмы (в чем, несомненно, сказалось то, что он исправлял в Вятке должность пра­вителя губернской канцелярии), вводит в текст имена ис­ториков Костомарова и Соловьева, не забыв при этом и своего приятеля — литературоведа Пыпина. Таким обра­зом, пародируемый текст придает всей глуповской лето­писи некое достоверное псевдоисторическое звучание, од­новременно указывая на современную, почти фельетонную трактовку истории.
А для того чтобы окончательно «ущекотать» читате­ля, чуть ниже Щедрин создает густой и сложный пассаж по мотивам «Повести временных лет». Вспомним щедрин­ских головотяпов, которые «обо все головами тяпают», гу- щеедов, долбежников, рукосуев, куралесов и сопоставим с полянами, «живущими сами по себе», с радимичами, ду­лебами, древлянами, «живущими по-скотски», звериным обычаем, и кривичами.



Историческая серьезность и драматизм решения о при­зыве князей: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходится княжить и владеть нами», — ста­новится у Щедрина исторической несерьезностью. Ибо мир глуповцев — это мир перевернутый, зазеркальный. И ис­тория их зазеркальная, и законы ее зазеркальные, дей­ствуют по методу «от противного». Князья не идут вла­деть глуповцами. А тот, кто наконец соглашается, ставит над ними своего же глуповского «вора-новатора». ' И строится «преестественно украшенный» город Глу- пов на болоте, в унылом до слез пейзаже. «О, светло свет­лая и прекрасно украшенная земля Русская!» — возвышен­но восклицает романтический автор «Слова о погибели земли Русской».

История города Глупова — это противоистория. Она сме­шанная, гротескная и пародийная оппозиция действитель­ной жизни, опосредованно, через летописи высмеивающая саму историю. И здесь чувство меры не изменяет автору никогда. Ведь пародия, как литературный прием, позво­ляет, исказив и перевернув реальность, увидеть ее смеш­ные и юмористические стороны. Но никогда Щедрин не забывает, что предметом его пародий является серьезное.

Щедрин предсказывает эзоповским языком неизбежную гибель самодержавия. Щедрин критикует утопический со­циализм. В голове мечтателя-утописта Ионы Козыря был «...какой-то рай, в котором живут добродетельные люди...» Жизнь учила, что необходима борьба и организация сил. Пробуждение стыда было ступенью к дальнейшей борьбе. «Груди захлестывало кровью, дыхание замирало, лица су­дорожно искривляло гневом при воспоминании о бесслав- ном идиоте, который, с топором в руке, пришел неведомо отколь и с неисповедимою наглостью изрек смертный при­говор прошедшему, настоящему и будущему».

В сатирическом романе Щедрину удалось добиться точ­ных типических обобщений. Роман построен на осмысле­нии конкретных реальных фактов.

Роман написан за полвека до 1917 года. В романе мож­но увидеть некоторые прогнозы, относящиеся к жизни на­шей страны после 1917 года. Губернатор-тиран отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался вес­ной, другой — осенью. И действительно, в стране отмеча­лись 1 мая и 7 ноября.

Неудивительно, что в наше время сама «История од­ного города» становится объектом пародирования, как ли­тературного, так и кинематографического. В кино Влади­мир Овчаров снял длинную и достаточно унылую ленту «Оно». В современной литературе В. Пьецух осуществля­ет стилевой эксперимент под названием «История одного города в новейшие времена», пытаясь проявить идеи гра- доправительства в советское время. Однако эти попытки перевести Щедрина на другой язык закончились ничем и были благополучно забыты, что свидетельствует о том, что уникальная смысловая и стилевая ткань «Истории...» может быть перепародирована сатирическим талантом если не большим, то равным таланту Салтыкова-Щедрина.

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича