История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова»

Сочинение

В очерках «глуповского» цикла начала 60-х годов и качестве правителей Глупова тоже фигурировали губернаторы. Что же касается «Истории одного города», то и здесь Щедрин поначалу собирался вывести губернаторов: об этом свидетельствуют черновые варианты первых, вернее— ранее других написанных глав книги. Однако вскоре, еще до начала публикации этих глав в журнале, писатель заменил «губернаторов» па «градоначальников».

Что же произошло? Почему вдруг изменил сатирик «титул» своих героев? И что дала такая замена? Случилось то, что постоянно осложняло работу Щедрина: пришлось посчитаться с требованиями цензуры. Вернее, с замечаниями члена Совета Главного управления по делам печати Ф. М. Толстого, просматривавшего по просьбе II. Л. Некрасова некоторые материалы «Отечественных записок» до официальной цензуры и высказывавшего свои соображения относительно того, что в этих материалах может вызвать неодобрение цензурного ведомства.

Восьмого ноября 1888 года Ф. М. Толстой, ознакомившись с первоначальным текстом рассказа Щедрина «Старая помпадурша», писал Н. А. Некрасову: «… юмористический рассказ этот тем более неудобен, что из числа лиц, опозоренных в нем, выставлены напоказ два начальника губернии, под смешным названием помпадуров, и для того, чтобы было ясно как день, что это губернатор ы, а не какие-либо (другие) высокопоставленные и влиятельные губернские личности, — автор окружил их всеми: губернаторскими атрибутами, как-то полицмейстером, чиновниками особых поручений и пр., и пр., и даже назвал Губернским правлением место их службы»

В связи с этим Ф. М. Толстой напоминал 11. Л. Некрасову о сущности «недавно сделанного по Ведомству печати внушения всем редакторам периодических изданий»: «Сущность этого внушения заключалась в приглашении г.г. редакторов соблюдать в отзывах о высших административных лицах, поставленных во главе управления доверием Государя Императора, крайнюю осмотрительность. Нет сомнения, что к категории означенных лиц принадлежат губернаторы, так как они назначаются именными указами и большей частью (в особенности из военных) личною инициативою Его Величества».
В конце своего письма Ф. М. Толстой подчеркивал, что «напечатание подобного рассказа, после вышеупомянутого внушения, представляет явное уклонение от исполнения высочайшей воли».

Нечто аналогичное пришлось проделать Щедрину и с написанными главами «Истории одного города», публикация которой должна была начаться с января 1800 года. Выше уже говорилось о том, что при переработке рассказа о губернаторе с фаршированной головой в соответствующую главу «Истории...» писатель вынужден был изменить чины и должности действующих лиц, переведя их с губернской номенклатуры на уездную: советники губернского правления стали заседателями, инспектор врачебной управы — главным городовым врачом и т. д. В свою очередь, место губернатора в данной главе, как и во всех других, занял «градоначальник». Казалось бы, тем самым писатель «смягчил» сатиру, понизив изображаемого правителя в звании.

ии. Однако на самом деле это было не совсем так.

С одной стороны, вроде бы так, ибо по существовавшей в то время традиции термин «градоначальник» нередко употреблялся как синоним к слову «городничий», то есть обозначал начальника города уездного или заштатного. Сам Щедрин в своих предыдущих рассказах и очерках не раз употреблял этот термин в подобном смысле.
С другой стороны, в официальном споем значении сло-ко «градоначальник» означало такого правителя, который обладает особыми полномочиями и не подчинен губернатору. В. И. Даль в первом томе своего «Толкового словаря великорусского языка», вышедшем в 1863 году, разъяснял: «Звание градоначальника присвоено у нас правителю такого города, который почему-либо по подчинен губернатору, как, например, Таганрог, Керчь».
Каково же содержание данного понятия в «Истории одного города»? Кто они такие, глуповские градоначальники?

Обыкновенные городничие? Или правители такого го-рода, который не подчинен губернатору? Л может быть, слово «градоначальник» своего рода условное обозначение правителей более высокого ранга?

Ответить па эти вопросы оказывается не так-то легко, хотя с первых же страниц книги становится ясно, что под градоначальниками сатирик на сей раз подразумевает, конечно же, не каких-то там городничих, стоявших во главе маленьких уездных городов. И даже не губернаторов, возглавлявших большие провинциальные города обширной Российской империи. Под градоначальниками имеются в виду сами… Но не будем торопиться с выводами.

«Обращение к читателю» от последнего архивариуса-летописца начинается такими словами: «Ежели древним еллипам и римлянам дозволено было слагать хвалу своим безбожным начальникам и предавать потомству мерзкие их деяния для: назидания, ужели же мы, христиане, от Византии свет получившие, окажемся в сем случае менее достойными и благодарными? Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие, и только у себя мы таковых не обрящем?»
Как видим, город Глупев ставится здесь в один ряд со странами, а глуповские градоначальники — с императорами. Пока что — с римскими императорами.
Несколько ниже в том же обращении о градоначальниках сказано следующее: «Много видел я на своем веку поразительных сих подвижников, много видели таковых и мои предместники. Всего же числом двадцать два, следовавших непрерывно, в величественном порядке, один за другим, кроме семидневного пагубного безначалия, едва не повергшего весь град в запустение».

Здесь уже глуповские градоначальники сопоставляются с русскими царями: количество градоначальников оказывается равным числу царей, правивших Россией;! упоминаемое же летописцем «семидневное пагубное безначалие» находит соответствие в так называемой «семибоярщине»

Так что же: градоначальники — это «замаскированные» русские цари?
Подобный вывод поначалу кажется весьма заманчивым. Однако он был бы явной натяжкой.

Образами градоначальников Щедрин, несомненно, «метил» в самодержавие и самодержцев. Об этом со всей определенностью свидетельствуют оба приведенных абзаца.

определенностью свидетельствуют оба приведенных абзаца. Но отсюда вовсе не следует, что глуповские градоначальники «олицетворяют» собой реальных русских царей и что за каждым правителем города Глунова стоит какой-то конкретный монарх.

Количество глуповских градоначальников соответствует числу русских царей. Здесь гротескный мир книги впрямую перекликается с реальной самодержавной действительностью.

Однако сами градоначальники — образы обобщенные, типические. В фигурах многих из них действительно можно отыскать черты подлинных российских самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла I, а в фигурах Микаладзо и Грустилова — от Александра I, в Перехват-Залихватском — от Николая I). В образах некоторых других градоначальников тоже проскальзывают черточки, напоминающие тех или иных реально существовавших лиц, но пе царей, а их приближенных (Беневоленский и обликом своим, и фактами биографии напоминает Сперанского, Угрюм-Бурчеев — Аракчеева и т. п.). Что же касается остальных градоначальников, то среди них есть фигуры вымышленные целиком и полностью. Напрасно стали бы мы отыскивать, скажем, в Нико-диме Осиповиче Иванове черты, «роднящие» его с кем-то из реальных исторических лиц. Занятие это оказалось бы совершенно бесперспективным.

Даже в тех случаях, когда сквозь фигуру определенного градоначальника «проглядывают» черты реальной исторической личности, перед нами отнюдь не сатирический портрет этой личности, не карикатура на нее. Глуповские правители — повторяем — образы обобщенные, типические.

И звание «градоначальник» употребляется в данной книге Щедрина не в официальном своем значении, а в чисто условном: градоначальник — это начальник города. Города Глунова.

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича