История одного города
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Фантастическая мотивировка в «Истории одного города»»
Сочинение
В «Истории одного города» Щедрин по - иному мотивирует ранее найденное название. Этому посвящена глава «О корени происхождения глуповцев», представляющая собой не что иное, как пролог к воссоздаваемой в последующих главах истории города Глупова. Пролог, который содержит не только сюжетную мотивировку происхождения Глупова и глуповцев, по и мотивировку социально - историческую и политическую, помогающую читателю понять, что олицетворяет собой образ города Глупова и почему этот город назван именно так, а не иначе.
Если раньше изображаемый сатириком город посещал древнеримский бог, то теперь перед читателем предстают сцепы хотя и не менее фантастические, по зато гораздо более близкие к реальной российской действительности.
Характерная черта избранной Щедриным на сей раз манеры заключается в том, что, с одной стороны, он создает образы и сцены явно условные, сказочные, а с другой, то и дело вставляет в повествование такие реалии, которые позволяют читателю очень легко понять, в кого «метил» сатирик этими условными образами и сценами.
«Был, — говорит писатель, — в древности парод, головотяпами именуемый, и жил он далеко па севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря».
Как видим, уже здесь, в самом начале главы, автор весьма прозрачно намекает на то, где именно жил этот странный, загадочный народ, именуемый головотяпами: существование Гиперборейского моря греческие и римские историки, как известно, предполагали на той территории, где впоследствии возникла Россия.
Населяли эту территорию в свое время многочисленные славянские племена: поляне, древляне, дреговичи, полочане, кривичи, северяне, радимичи, вятичи, дулебы и т. д.
Головотяпы у Щедрина тоже не одиноки. «Но соседству с головотяпами,— говорится в книге,— жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, луко - еды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, черпонебыо, долбежники, проломленные головы, елеиороды, губошлепы, вислоухие, кособ - рюхие, ряпуншики, заугольпики, крошевники и рукосуи».
В дальнейшем в этом же главе прямо упоминаются подлинные географические названия (Волга, Москва, Питер, Орел, Кромы и т. п.). А сквозь изображаемую Щедриным историю головотяпов весьма отчетливо проглядывают некоторые широко известные моменты реальной истории, предшествовавшие «приглашению» варяжских князей на Русь и установлению самовластия.
Так, например, вражда головотяпов с соседними племенами и последовавшее затем «объединение» их в условной форме отражает соответствующие периоды в жизни древних славян. Что же касается попыток головотяпов «добиться какого - либо порядка», то они представляют собой сатирическую интерпретацию Щедриным фразы из подлинной русской летописи: «Земля наша велика и обильна, а порядка в пей нет...»
Таким образом, сказочная фантастика сочетается здесь с реальными географическими и историческими данными.
Подлинное и вымышленное причудливо переплетаются, образуя сатирически выразительную гротесковую картину происхождения города Глупова.
Данная социально - историческая мотивировка по форме своей не менее фантастична, чем прежняя. Но фантастика теперь носит содержательный характер. Нарисованная сатириком гротесковая картина происхождения глуповдев и Глупова показывает: прозвище это головотяпы получили из - за того, что добровольно отказались от своей свободы, демократических принципов и надели на себя ярмо самовластия, самодержавия.
Смысл обращения к гротеску состоит в данном случае в том, чтобы продемонстрировать абсурдность, внутреннюю несостоятельность, нелепость легенды о «добровольном» призвании варяжских князей па Русь и о «благодетельности» самовластия для парода.
Если раньше изображаемый сатириком город посещал древнеримский бог, то теперь перед читателем предстают сцепы хотя и не менее фантастические, по зато гораздо более близкие к реальной российской действительности.
Характерная черта избранной Щедриным на сей раз манеры заключается в том, что, с одной стороны, он создает образы и сцены явно условные, сказочные, а с другой, то и дело вставляет в повествование такие реалии, которые позволяют читателю очень легко понять, в кого «метил» сатирик этими условными образами и сценами.
«Был, — говорит писатель, — в древности парод, головотяпами именуемый, и жил он далеко па севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря».
Как видим, уже здесь, в самом начале главы, автор весьма прозрачно намекает на то, где именно жил этот странный, загадочный народ, именуемый головотяпами: существование Гиперборейского моря греческие и римские историки, как известно, предполагали на той территории, где впоследствии возникла Россия.
Населяли эту территорию в свое время многочисленные славянские племена: поляне, древляне, дреговичи, полочане, кривичи, северяне, радимичи, вятичи, дулебы и т. д.
Головотяпы у Щедрина тоже не одиноки. «Но соседству с головотяпами,— говорится в книге,— жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, луко - еды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, черпонебыо, долбежники, проломленные головы, елеиороды, губошлепы, вислоухие, кособ - рюхие, ряпуншики, заугольпики, крошевники и рукосуи».
В дальнейшем в этом же главе прямо упоминаются подлинные географические названия (Волга, Москва, Питер, Орел, Кромы и т. п.). А сквозь изображаемую Щедриным историю головотяпов весьма отчетливо проглядывают некоторые широко известные моменты реальной истории, предшествовавшие «приглашению» варяжских князей на Русь и установлению самовластия.
Так, например, вражда головотяпов с соседними племенами и последовавшее затем «объединение» их в условной форме отражает соответствующие периоды в жизни древних славян. Что же касается попыток головотяпов «добиться какого - либо порядка», то они представляют собой сатирическую интерпретацию Щедриным фразы из подлинной русской летописи: «Земля наша велика и обильна, а порядка в пей нет...»
Таким образом, сказочная фантастика сочетается здесь с реальными географическими и историческими данными.
Подлинное и вымышленное причудливо переплетаются, образуя сатирически выразительную гротесковую картину происхождения города Глупова.
Данная социально - историческая мотивировка по форме своей не менее фантастична, чем прежняя. Но фантастика теперь носит содержательный характер. Нарисованная сатириком гротесковая картина происхождения глуповдев и Глупова показывает: прозвище это головотяпы получили из - за того, что добровольно отказались от своей свободы, демократических принципов и надели на себя ярмо самовластия, самодержавия.
Смысл обращения к гротеску состоит в данном случае в том, чтобы продемонстрировать абсурдность, внутреннюю несостоятельность, нелепость легенды о «добровольном» призвании варяжских князей па Русь и о «благодетельности» самовластия для парода.
Другие сочинения по этому произведению
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича