История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Сочинение

Среди самых значительных творений замечательного русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина своей идейной глубиной и художественной силой выделяется «История одного города». Произведение это создавалось писателем на рубеже 60-х и 70-х годов XIX в. Оно написано от имени летописцев города Глупова в форме исторической хроники, воспроизводящей «дела и дни» местных градоначальников.

Рукопись «глуповского летописца» нашел в архиве некий издатель, который и предает ее огласке, иногда комментируя в своих примечаниях текст объемистой тетради. Основное повествование принадлежит летописцу и издателю, за которыми стоит всевидящий и все оценивающий автор. Ни издатель, ни летописец не являются образами-персонажами, они носят характер своеобразных масок, которыми пользуется автор для решения сатирических задач.

Летопись города Глупова охватывает период времени с 1731 по 1826 год, но на самом деле в ней встречаются имена, факты и события, которые относятся к XVIII столетию. Так, Салтыков-Щедрин саркастически замечает, что «градоначальники времен Биро-на отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу». Упомянутые исторические лица связаны с эпохой русской истории XVIII в., в произведении упоминается также о дворцовых переворотах, которые действительно имели место и в результате которых на российский престол взошли Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Анна Леопольдовна, Екатерина П. Упомянуты в глуповской летописи и более отдаленные во времени события русской истории, например призвание варяжских князей, объединение разрозненных княжеств в единое государство и другие. Но, как писал сам Щедрин в письме историку А. Н. Пыпину, обрагцение к прошлому, историческая сатира была лишь удобной формой й средством введения цензуры в заблуждение, способом размышления о настоящем при помощи прошлого. Кроме того, писал он, «те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII веке, существуют и теперь», а под основами жизни Щедрин понимал тройное зло, нуждавшееся в искоренении: изжившее себя самодержавие, бюрократическое засилье в стране и крепостничество, остатки которого тормозили развитие страны.

Задачи сатиры как творческого метода определяют особые принципы изображения, поэтому художественный мир «Истории одного города» населен по преимуществу необычными героями.

Чтобы сатирически высмеять зло, Салтыков-Щедрин создает галерею из 22 градоначальников города Глупова, которые олицетворяют самодержавное государство. Показывая градоначальни-. ков, автор мастерски использует гротеск, совмещая несовместимое. Так, например, характеризуя Брудастого, писатель говорит о том, что вместо головы у него установлен некий примитивный механизм, который выкрикивал только два слова: «не потерплю!» и «разорю!».

два слова: «не потерплю!» и «разорю!». Прозванный Органчиком, этот градоначальник порет ямщиков, взымает недоимки. А вот градоначальник Прыщ не пугает глуповцев угрозами и физической расправой. Вместо управления государством он разгуливает по гостям, и этого оказывается достаточно для того, чтобы в Глупове наступило время благоденствия. На плечах у него «фаршированная голова», которую съедает предводитель дворянства с весьма развитым желудком. Еще одну разновидность гротеска использует автор в случае с градоначальником Бакланом Иваном Матвеичем, который был роста трех аршин и трех вершков и «кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого», то есть известной в Москве колокольни. Каждый из двадцати двух градоначальников имеет фамилию-кличку, наделен запоминающейся внешностью и отмечен своими «деяниями», но всех их роднит абсолютная неспособность жить интересами народа, очевидный идиотизм и полное невежество.

Салтыков-Щедрин щедро использует в своем произведении фантастику. Его маркиз де Санглот летал по воздуху в городском саду. У других градоначальников ступни обращены назад. Они окружают себя оловянными солдатиками и ведут войны за внедрение ромашки, превращаясь в подобие кукол или автоматов. Дуньку-толстопятую в период смуты заедают клопы. А лицо Ира-ИДЫ Палеологовой имеет темно-коричневый цвет и напоминает старопечатные изображения. Ираида Палеологова истязала четырех своих девок, напоив для храбрости троих солдат, со шпагой в Руке вторглась в казначейство, а потом, бессовестно обокрав казну, взлетела на воздух вместе с казначеем и бухгалтером. Изображая градоначальниц, Щедрин использовал прием дублирования, передавая одинаковость этих женщин с пухлыми вишневыми губами и высокой грудью.

Конечно, градоначальники города Глупова смешны и нелепы, но они также и страшны. Так, Угрюм-Бурчеев, превративший город Глупов в пустыню с острогом посредине, соединил в себе черты Николая I. Для его изображения Салтыков-Щедрин использовал приемы гиперболы и шаржа, прибегая и к прямой авторской характеристике, и называя его бывалым прохвостом, мрачным идиотом с деревянным лицом и коническим черепом.

Все градоначальники уходят из жизни по нелепым причинам: одного растерзали собаки, другой скончался от обжорства, третий — от любострастия...

В «Истории одного города» выведен еще один групповой образ — это сами глуповцы. Сочувствуя и сострадая простому народу, автор тем не менее не идеализирует его. Он направляет в адрес глуповцев свою сатиру, изображая обывателей опутанными предрассудками и пребывающими в страхе и покорности, живущими под игом безумия. Таким образом он стремится разбудить самосознание людей из народа и напомнить им об их человеческом достоинстве.

Сатирически изображенным градоначальникам, градоначаль-ницам и глуповцам автор противопоставляет символический образ реки, воплощающей стихию самой жизни, которую никому не дано ни упразднить, ни покорить. Жизнь города Глупова на протяжении многих веков была жизнью, находящейся «под игом безумия», поэтому автор изобразил ее в уродливо-комическом виде: здесь все фантастично, преувеличено, все смешно и вместе с тем страшно.

ся «под игом безумия», поэтому автор изобразил ее в уродливо-комическом виде: здесь все фантастично, преувеличено, все смешно и вместе с тем страшно. «Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу», — писал Щедрин, намекая на то, что единственный выход из создавшегося положения он видит в революции. И потому он посылает на город грозное Оно — разбушевавшуюся стихию, проносящуюся над городом и сметающую всю нелепость общественного жизнеустройства и рабскую покорность глуповцев.

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск глуповской «истории» Гротеск в изображении города Глупова Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича