История одного города

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
99 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Гротеск глуповской «истории»»

Сочинение

Как созданный Щедриным гротескный образ города Глупова представляет собой своеобразную художественную модель абсолютистского государства, так и «история» этого города, складываясь из различного рода ситуаций, типичных для такого государства, являет собой как бы модель его истории.

Рисуя вымышленные сцепы и картины, создавая силой своего воображения гротескный художественный мир, Щедрин отказался от конкретной историчности при изо-] бражении реальной действительности, но отнюдь не от принципа историзма. Мало того, гротесковая глуповская «история» передает исторические закономерности жизни общества при самовластии в более обнаженном виде, чем это было бы в том случае, если бы писатель строго следовал подлинной истории России или любой другой страны.
Разумеется, в реальной истории любой страны, где торжествует абсолютизм, проявляются схожие исторические закономерности. Но в действительности они бывают осложнены, затемнены целым рядом побочных обстоятельств и второстепенных деталей, а также множеством всякого рода случайностей. В сатире же Щедрина эти закономерности предстают освобожденными от всего побочного и случайного, в своей классической ясности и чистоте.

«История одного города» знаменовала собой окончательное овладение Щедриным гротесковым способом типизации. Она блестяще продемонстрировала те богатейшие возможности, которые предоставляет данный способ писателю-реалисту.
После создания этой великой книги сатирик обращается к гротеску уже не эпизодически (как это было в конце 50-х — начале 60-х годов), а систематически, регулярно. Обращается почти в каждом своем произведении.

Сказанное не означает, будто отныне сатирик пишет только сочинения гротесковые но своей структуре. Подобные произведения ои действительно создает. Так еще в 1869 году в печати появляются его гротесковые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик», положившие начало замечательному сказочному циклу писателя.

Однако многие свои рассказы, очерки, романы Щедрин по-прежнему пишет в привычной для него сатирической манере, стремясь запечатлеть современную действительность с ее социальными, политическими и бы-; товыми особенностями и подробностями. И вот даже в них мы сплошь и рядом встречаемся теперь не только с обычным сатирическим заострением, но и с образами, сценами, картинами гротесковыми (см. «Помпадуры и помпадурши», «Дневник провинциала в Петербурге», «За рубежом», «Современную идиллию», «Пошехонские рассказы», «Пестрые письма» и т. п.).

Другая особенность реализма второй половины XIX века — усиление его познавательных функций. Реалистическое искусство знаменовало собой все большее и большее осознание взаимосвязи между человеком и обществом, закономерностей социальной жизни. Писатели-реалисты стараются «не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях — но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу...»

Наконец, еще одна тенденция художественного развития России этого времени — появление и активизация натурализма с его скрупулезным следованием принципу жизненного правдоподобия и с отказом от проникновения в суть описываемого, от широкого художественного обобщения. Характерная черта натурализма состояла в том, что он стремился выдавать себя за реализм, выступал иод его знаменем.
В этих условиях возрождение различных форм художественной условности было абсолютно закономерным. Стремление противопоставить бескрылому фактографическому описательству подлинно реалистическое искусство, одухотворенное глубокой мыслью и богатой фантазией, естественно, повлекло за собой более активное обращение писателей к вымыслу, фантастике, гротеску.

Есть литераторы, в творчестве которых фантазия, вымысел не играют особенно большой роли. Их произведения обычно пишутся «с натуры» или же на основе тщательного ознакомления с конкретными фактами и людьми. К такого рода литераторам относился, например, С. Аксаков, не раз сокрушавшийся, что ему по хватает дара «изобретения».
Из современных Щедрину писателей к подобному типу были близки Гончаров, Тургенев. Последний писал: «...я должен сознаться, что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы. Не обладая большою долею свободной изобретательности, я всегда нуждался в данной почве, по которой я бы мог твердо ступать ногами»

Салтыков, напротив, был в огромной мере наделен как раз талантом «свободной изобретательности». Его способность фантазировать, мгновенно придумывать выразительные, острые детали, образы, ситуации всегда поражала тех, кто знал его лично.
Причем данная особенность таланта писателя органически дополнялась глубоким умом, способным направлять полет фантазии и контролировать его.

Известно, что фольклор всю жизнь был неизменным спутником Салтыкова. Еще в «Запутанном деле» молодой писатель вспоминал «то блаженное состояние, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим зимним вечером бесконечно-однообразные и между тем никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и между тем всегда новые, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о Ба-бе-яге-костяной-ноге, об избушке на курьих ножках и т. п.»

Гротескные образы Бабы-яги-костяной-ноги, избушки на курьих ножках, Змея Горыныча и других персонажей, созданных фантазией народа, на всю жизнь войдут в сознание будущего писателя.

Впоследствии Салтыков внимательно изучал сборники русских сказок, пословиц, поговорок и даже выписывал те из них, которые его наиболее заинтересовали, чтобы при случае использовать их в своих произведениях/

Другие сочинения по этому произведению


«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев). «История одного города» как социально-политическая сатира Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города») Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Иго безумия в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Образ глуповцев в «Истории одного города» Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Пародия как художественный прием в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Роман "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Сатирическая хроника русской жизни Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? История создания романа «История одного города» Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Смех сквозь слезы в «Истории одного города» Народ и власть как центральная тема романа Деятельность градоначальников города Глупова Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова Тема народа в «Истории одного города» Описание города Глупова и его градоначальников Фантастическая мотивировка в «Истории одного города» Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича Смысл финала романа «История одного города» Сюжет и композиция романа «История одного города» Сатирическое изображение градоначальников в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова -Щедрина Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира Содержание истории города Глупова в «Истории одного города» Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча Сочинение по повести «История одного города» Гротеск в изображении города Глупова Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны Жанровые особенности романа «История одного города» Роль Гротеска в "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» Обличение тупой и самодовольной администрации в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» и «История одного города» Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города» Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» История Одного Города яркий образец политической сатиры Гротескный образ глуповцев Единство трагического и комического в "Истории одного города" «История одного города»: обличение тупой администрации Почему Щедрин изменил «титул» правителей Глупова Характеристика образа Фердыщенка Петра Петровича Сатирическое изображение власти и народа в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Отражение пороков общественной жизни в повести Михаила Салтыкова Щедрина «История одного города» Художественное своеобразие романа «История одного города» Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников "История одного города" Гротеск, его и значение в изображении градоначальников города Глупова Формирование гротесковых приемов типизации в сатире Щедрина Развитие литературы в Средние века и эпоху Возрождения Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Гротеск в сатире Щедрина. Тема эта нами далеко не исчерпана Характеристика образа Грустилова Эраста Андреевича Характеристика образа Угрюма-Бурчеева Характеристика образа Дуньки-Толстопятой и Матренки-Ноздри Характеристика образа Дю-Шарио Ангела Дорофеевича Пародия, как художественный прием в «Истории одного города» Проблематика и поэтика сатиры "Истории одного города" «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Сатирическое изображение глуповцев (По произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Город Глупов — это особый художественный мир Вызревание гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Описание города Глупова в цикле рассказов «История одного города» Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» Салтыкова-Щедрина) Характеристика образа Палеологовой Ираиды Лукиничны Характеристика образа Клемантики де Бурбон Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Изображение обывательщины в романе «История одного города» Иго безумия в "Истории одного города" Рецензия на «Историю одного города» Сатирическая хроника русской жизни ("История одного города" М. Е. Салтыкова Щедрина) Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова‑Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича