«Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве»»
Сочинение
В обращении со своими источниками историографы исходили из представления о том, что история должна приносить пользу положительным примером. Еще Петр I выдвинул требование: из летописей выбирать то, «что пристойно в историю» 16. В изданном по его указу «Введении кратком» разъясняется смысл этого пожелания Петра I: «Действо истории есть утешение и увеселение великое с проповедания в истории или описания вещей и дел благих и радостных, красоты ради и лености». В соответствии с этим предписанием осуществляется тенденциозный отбор материала и его трактовка в историографических трудах: исключается то, что не служит славе предков и, наоборот, вводятся версии, проникнутые национально-патриотической идеологией.
В этом отношении особенно показателен рассказ в «Истории Российской» В. Н. Татищева. В нем нет покаянной речи князя Игоря, хотя эта речь есть во всех списках Ипатьевской летописи, в том числе и в Ермолаевском. Сохранение речи Игоря, в которой он кается в своих грехах, в том, что взял «на щит» город Глебов у Переяславля, отлучал «отец от рождении своих, а подруга от подруги», — сохранение такой речи в официальном труде не с лучшей стороны показывало бы деяния русских князей и происходившее в Древней Руси. Напротив, у Татищева появляются эпизоды, призванные отразить «долженствующую действительность». Русские князья представлены в идеализированном виде, они прославляются как прекрасные воины, как правители, заботящиеся о своих подданных. Об отношениях князей говорится как о дружеских, отмечается их готовность помочь друг другу. Сам князь Игорь наделяется такой характеристикой: «Сей князь своего ради постоянства любим у всех был, он был муж твердый». Отказ Игоря бежать из плена комментируется в маргиналии «любочестие Игоря». Для создания рыцарского лика Игоря немаловажным было и упоминание о том, что после проигранного сражения Игорем овладевает жажда мщения и, «чтоб пленных выручить», он вновь решает двинуться на половцев.
Добродетельность русских князей, их силу и стойкость выгодно оттеняют версии, компрометирующие половцев. В «Истории Российской» настойчиво подчеркивается, что битва у Путивля закончилась для половцев неудачно, войско хана Кзы понесло большие потери. Итог подводится в ироническом заключении, которое по типу своему является приметой позднего повествования: «Тако половцам обоюду равная удача была, и один перед другим (речь идет о ханах Кзе и Кончаке. — Л. С.) не мог похвастаться, разве большею потерею своих». Или: «И возвратились в свои жилисча не столько русских пленя, сколько своих потеряли» .
Один из эпизодов рассказа у Щербатова также обработан в национально-патриотическом духе. Летописное сообщение об осаде половцами города Переяславля стало поводом для прославления русских за то, что они имели твердое намерение «всеми силами град свой защищать», и поводом для осуждения половцев в неумении вести настоящую войну: «Но не то было намерение сего варварского народа, чтобы в осаде городов упражнятися и дать время российским князьям собрать довольные войски для учинения отпору им, но, по своему обычаю производя войну набегами и брав те токмо града, которые не могли противу их защищаться, все опустошили и, удовольствуяся корыстию и пленными, с поспешением в страну свою возвратились».
Если «для летописца, — как пишет Д. С. Лихачев, — самое важное заключалось в исторической правде» 17, то для историографа главным было осмыслепие истории, ее истолкование, ее внутренний смысл, польза, которую можно было извлечь для современности, поэтому их не удовлетворял летописный способ повествования, при котором летописец, переходя от факта к факту, фиксирует чисто внешние события, не углубляясь в связи и причины между ними. «Введение краткое» отмечает, что в летописи «без енавдепия вины (т. е. без объяснения причин. — Л. С.) всякого лета деяния пишутся» (с. 10). «Недовольно, — писал Ф. А. Эмин, — собрать множество повествований и о делах прошедших уведомить общество оных собранием; ему надобно каждое минувшее действие описывать обстоятельно, находить причины, и изъяснять следствия, который хотя, может статься, по случаю и не были, однако легко бы быть могли» (Ы).
Заботясь о новом, по сравнению с летописью, осмыслении истории, историографы придают большое значение последовательности описания хода событий, причинно-следственным связям между ними. В их повествованиях появляются мотивировки поступков, психологические объяснения, восстанавливаются промежуточные, подразумеваемые звенья сюжета, причем события описываются так, как они должны были бы произойти с точки зрения историографа.
К «изъяснению» событий стремился В. Н. Татищев, он сам признавался, что 2-я редакция его труда написана «с прибавкою многих изъяснений» 18. Так, например, текст не очень понятный в летописи: «И тако идяхуть тихо, сбираючи дружину свою, бя-хуть бо и у них кони велми тучии», — Татищев пробует осмыслить. Медленное продвижение по степи русского войска объясняет он тем, что Игорь берег коней, «чтоб не зделать оных без ног». Некоторые «изъяснения» курьезны. В тексте «Истории» говорится, что Игорь, увидев полк ковуев, убегающий с поля брани, поскакал за ним, чтобы возвратить его, и «скинул с себя для тягости шелом». По летописи, Игорь снял шлем, чтобы его узнала дружина.
Иной характер мотивировки имеют у Эмина, Щербатова, Ле-века. Прагматология в их сочинениях находится в пределах психологических характеристик. По мере своего развития историографическое повествование в поисках внутренней стороны событий все больше «психологизируется», смыкается с литературой, все дальше отходит от летописного способа изложения.
В историографических рассказах появляются характеристики внутреннего состояния участников событий. Как пишет Щербатов, накануне Игорева похода половцы «еще страхом от Россиан были наполнены» и далее — «первая победа обольстила князей российских». Эмин говорит об «алчности к граблению», охватившей половцев после разгрома дружины Игоря, и далее даже восстанавливает ход их мыслей: «Россия мыслям их представлялась тогда для защшцения своего ни храбрости, ни довольных сил не имеющего, и они в оной надеялись все делать по своему произволению».
За исторических лиц додумывает также Стриттер, сообщая, что русские князья решились на вторую битву с половцами, так как они «думали, что легко им будет прогнать их (половцев. — Л. С.) за Дон».
С психологическим настроем и состоянием героев старины писатели-историки связывают принятие решений, совершение дел, поступков. По Левеку, князь Игорь после первой битвы «продолжает покойным образом грабить и, алча новых успехов, будучи неспособен предусмотреть никакого нещастия, заходил далее в область их (половцев. — Л. С.)». Сходно объясняет причину второй битвы и Эмин: русские князья, «возгордясь сею победою, приняли намерение далее искать своего щастия»; в его же рассказе уверенность половцев «в робости российских князей, перьвою неудачею потревоженных», стала причиной половецкого нападения на русские города.
Достигая связности рассказа, историографы конструируют версии предполагаемых событий. Так, летописное известие, о том, что, продвигаясь по степи, русское войско страдало от жары, безводия, отсутствия еды, трансформировалось у Эмина в такую картину: русские князья «не нашед на дороге ни хлеба, ни корму для лошадей, потому что половцы все, что могли, с собою увезли, а прочее предали огню».
Писатели-историки XVIII в. глубоко осознали свое право не просто пересказывать свои источники, но и самим анализировать их, обобщать и делать вывод. Заключительная фраза рассказа Левека, сказанная о половцах, напавших на Русь после поражения Игоря, — «варвары были всегда победители» — пример выражения личной авторской точки зрения историографа.
В этом отношении особенно показателен рассказ в «Истории Российской» В. Н. Татищева. В нем нет покаянной речи князя Игоря, хотя эта речь есть во всех списках Ипатьевской летописи, в том числе и в Ермолаевском. Сохранение речи Игоря, в которой он кается в своих грехах, в том, что взял «на щит» город Глебов у Переяславля, отлучал «отец от рождении своих, а подруга от подруги», — сохранение такой речи в официальном труде не с лучшей стороны показывало бы деяния русских князей и происходившее в Древней Руси. Напротив, у Татищева появляются эпизоды, призванные отразить «долженствующую действительность». Русские князья представлены в идеализированном виде, они прославляются как прекрасные воины, как правители, заботящиеся о своих подданных. Об отношениях князей говорится как о дружеских, отмечается их готовность помочь друг другу. Сам князь Игорь наделяется такой характеристикой: «Сей князь своего ради постоянства любим у всех был, он был муж твердый». Отказ Игоря бежать из плена комментируется в маргиналии «любочестие Игоря». Для создания рыцарского лика Игоря немаловажным было и упоминание о том, что после проигранного сражения Игорем овладевает жажда мщения и, «чтоб пленных выручить», он вновь решает двинуться на половцев.
Добродетельность русских князей, их силу и стойкость выгодно оттеняют версии, компрометирующие половцев. В «Истории Российской» настойчиво подчеркивается, что битва у Путивля закончилась для половцев неудачно, войско хана Кзы понесло большие потери. Итог подводится в ироническом заключении, которое по типу своему является приметой позднего повествования: «Тако половцам обоюду равная удача была, и один перед другим (речь идет о ханах Кзе и Кончаке. — Л. С.) не мог похвастаться, разве большею потерею своих». Или: «И возвратились в свои жилисча не столько русских пленя, сколько своих потеряли» .
Один из эпизодов рассказа у Щербатова также обработан в национально-патриотическом духе. Летописное сообщение об осаде половцами города Переяславля стало поводом для прославления русских за то, что они имели твердое намерение «всеми силами град свой защищать», и поводом для осуждения половцев в неумении вести настоящую войну: «Но не то было намерение сего варварского народа, чтобы в осаде городов упражнятися и дать время российским князьям собрать довольные войски для учинения отпору им, но, по своему обычаю производя войну набегами и брав те токмо града, которые не могли противу их защищаться, все опустошили и, удовольствуяся корыстию и пленными, с поспешением в страну свою возвратились».
Если «для летописца, — как пишет Д. С. Лихачев, — самое важное заключалось в исторической правде» 17, то для историографа главным было осмыслепие истории, ее истолкование, ее внутренний смысл, польза, которую можно было извлечь для современности, поэтому их не удовлетворял летописный способ повествования, при котором летописец, переходя от факта к факту, фиксирует чисто внешние события, не углубляясь в связи и причины между ними. «Введение краткое» отмечает, что в летописи «без енавдепия вины (т. е. без объяснения причин. — Л. С.) всякого лета деяния пишутся» (с. 10). «Недовольно, — писал Ф. А. Эмин, — собрать множество повествований и о делах прошедших уведомить общество оных собранием; ему надобно каждое минувшее действие описывать обстоятельно, находить причины, и изъяснять следствия, который хотя, может статься, по случаю и не были, однако легко бы быть могли» (Ы).
Заботясь о новом, по сравнению с летописью, осмыслении истории, историографы придают большое значение последовательности описания хода событий, причинно-следственным связям между ними. В их повествованиях появляются мотивировки поступков, психологические объяснения, восстанавливаются промежуточные, подразумеваемые звенья сюжета, причем события описываются так, как они должны были бы произойти с точки зрения историографа.
К «изъяснению» событий стремился В. Н. Татищев, он сам признавался, что 2-я редакция его труда написана «с прибавкою многих изъяснений» 18. Так, например, текст не очень понятный в летописи: «И тако идяхуть тихо, сбираючи дружину свою, бя-хуть бо и у них кони велми тучии», — Татищев пробует осмыслить. Медленное продвижение по степи русского войска объясняет он тем, что Игорь берег коней, «чтоб не зделать оных без ног». Некоторые «изъяснения» курьезны. В тексте «Истории» говорится, что Игорь, увидев полк ковуев, убегающий с поля брани, поскакал за ним, чтобы возвратить его, и «скинул с себя для тягости шелом». По летописи, Игорь снял шлем, чтобы его узнала дружина.
Иной характер мотивировки имеют у Эмина, Щербатова, Ле-века. Прагматология в их сочинениях находится в пределах психологических характеристик. По мере своего развития историографическое повествование в поисках внутренней стороны событий все больше «психологизируется», смыкается с литературой, все дальше отходит от летописного способа изложения.
В историографических рассказах появляются характеристики внутреннего состояния участников событий. Как пишет Щербатов, накануне Игорева похода половцы «еще страхом от Россиан были наполнены» и далее — «первая победа обольстила князей российских». Эмин говорит об «алчности к граблению», охватившей половцев после разгрома дружины Игоря, и далее даже восстанавливает ход их мыслей: «Россия мыслям их представлялась тогда для защшцения своего ни храбрости, ни довольных сил не имеющего, и они в оной надеялись все делать по своему произволению».
За исторических лиц додумывает также Стриттер, сообщая, что русские князья решились на вторую битву с половцами, так как они «думали, что легко им будет прогнать их (половцев. — Л. С.) за Дон».
С психологическим настроем и состоянием героев старины писатели-историки связывают принятие решений, совершение дел, поступков. По Левеку, князь Игорь после первой битвы «продолжает покойным образом грабить и, алча новых успехов, будучи неспособен предусмотреть никакого нещастия, заходил далее в область их (половцев. — Л. С.)». Сходно объясняет причину второй битвы и Эмин: русские князья, «возгордясь сею победою, приняли намерение далее искать своего щастия»; в его же рассказе уверенность половцев «в робости российских князей, перьвою неудачею потревоженных», стала причиной половецкого нападения на русские города.
Достигая связности рассказа, историографы конструируют версии предполагаемых событий. Так, летописное известие, о том, что, продвигаясь по степи, русское войско страдало от жары, безводия, отсутствия еды, трансформировалось у Эмина в такую картину: русские князья «не нашед на дороге ни хлеба, ни корму для лошадей, потому что половцы все, что могли, с собою увезли, а прочее предали огню».
Писатели-историки XVIII в. глубоко осознали свое право не просто пересказывать свои источники, но и самим анализировать их, обобщать и делать вывод. Заключительная фраза рассказа Левека, сказанная о половцах, напавших на Русь после поражения Игоря, — «варвары были всегда победители» — пример выражения личной авторской точки зрения историографа.
Другие сочинения по этому произведению
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть