««Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы»
Сочинение
К середине XII в. на Руси происходит переход от единого раннефеодального государства к феодальной раздробленности. Место единого Древнерусского государства заняли несколько самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Главой русских князей оставался великий князь киевский, но реальное значение Киева сильно упало. Главный герой «Слова» Игорь Святославович владел Новгород - Северским княжеством и был вассалом Святослава.
Постоянная вражда между князьями - родственниками отрицательно сказывалась на способности противостоять внешнему врагу — половцам.
Русские князья организовывали походы против половцев, а иногда привлекали их для борьбы со своими соперниками. Князь Игорь не смог участвовать в одном из походов (1184 г.). После этого он принял решение организовать собственный поход в степь. В поход с ним пошли его вассалы: брат Всеволод, племянник Святослав, старший сын Владимир.
1 мая 1185 г. войско Игоря стало свидетелем солнечного затмения, которое в те времена считалось дурным предзнаменованием. Однако Игорь продолжил поход.
10 мая произошло первое столкновение с половцами, которые применили ложное отступление с целью заманить врага под удар основных, скрытых сил. Игорь на военном совете предложил отступить, ибо понял замысел врага, но с ним не согласились племянник и сын.
Утром 11 мая выяснилось, что русские войска окружены врагами. Бой был исключительным по своей длительности — он продолжался более суток. Игорь был ранен. Пытаясь остановить отряд побежавших черниговцев, он был перехвачен половцами. В плену оказались и Всеволод, и Владимир Игоревич, и Святослав Ольгович. Кончак поручился за Игоря, и пленные были увезены в половецкие кочевья.
Разгром войск Игоря изменил соотношение сил между Русью и половцами. Северская земля оказалась незащищенной, на нее пошел со своим войском Гзак.
Святослав Киевский во время похода Игоря находился на северо -востоке Черниговского княжества, где собирал войска для большого летнего похода против половцев. Он послал своих сыновей защищать границы Северской земли. Гзак подступил к Путивлю, но взять его не смог.
Игорь же с помощью одного половца по имени Овлур бежал из плена и направился в Киев к Святославу, прося военной помощи для отражения возможных набегов половцев.
Таковы основные события, вызвавшие появление «Слова о полку Игореве».
Основная идея «Слова» — необходимость единства действий Русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские «которы» и «крамолы», т. е. ссо - РЬ1> распри, несогласия. Автор называет «которой» и выступление против половцев князя Игоря без согласования с другими князья - и объявляет княжеские «которы» причиною успехов половцев в воине с Русью: «Которою бо беше насима от земли половецкыи!»
Крамола — это не только распри, но и междоусобные войны
Язей: «и начаша князи про малое «се великое» молвити, а сами
А себе крамолу ковати, а погании съ всехъ странъ приходжаху съпобедами на землю Рускую», «а князи сами на себе крамолу кова - ху, а погании сами, победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле отъ двора».
Отсутствие согласия между князьями — вот препятствие успешной обороны Руси от половцев. Автор слова с уважением относится к могущественным князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому, Роману Волынскому. Он призывает не к государственному объединению, а к единству действий, прекращению распрей и усобиц. В связи с этим призывом звучит осуждение устами Святослава Киевского князя Ярослава Черниговского: «А уже не вижду власти сильнаго и богатого и многовои брата моего Ярослава». Ярослав уклонился от выступления против половцев в 1184 г. Осуждением звучат слова Святослава и о брате Рюрике, не подоспевшему ему на помощь в мае 1185 г.: «Сего бо ныне снаша стязи Рюриковы, а друзши Давидови; но розно... коп - ла поютъ!» Но в первую очередь необходимость единения обосновывается на примере действий Игоря.
То, что именно поход Игоря послужил мотивом создания «Слова», не случайно. На примере Игоря автор хотел показать необходимость единства в действиях князей. Автор положительно относится к Игорю. Он осуждает его за обособленное выступление устами Святослава Киевского, но постоянно подчеркивает храбрость Игоря, а в конце провозглашает ему славу.
Поход Игоря в «Слове» выглядит обреченным на поражение. Его предвещает затмение солнца, против него восстают силы природы. Во время побега Игоря природа (море, река Донец, птицы) помогают ему. Возвращение Игоря приветствуется автором, поскольку Игорь после жестокого урока поражения становится сторонником объединенных действий против половцев.
«И да пребудет здрава Рать, поборая за христиан Против гнета полков поганых, Русь — в отпоре своем едином» (И. Шкляревский).
Постоянная вражда между князьями - родственниками отрицательно сказывалась на способности противостоять внешнему врагу — половцам.
Русские князья организовывали походы против половцев, а иногда привлекали их для борьбы со своими соперниками. Князь Игорь не смог участвовать в одном из походов (1184 г.). После этого он принял решение организовать собственный поход в степь. В поход с ним пошли его вассалы: брат Всеволод, племянник Святослав, старший сын Владимир.
1 мая 1185 г. войско Игоря стало свидетелем солнечного затмения, которое в те времена считалось дурным предзнаменованием. Однако Игорь продолжил поход.
10 мая произошло первое столкновение с половцами, которые применили ложное отступление с целью заманить врага под удар основных, скрытых сил. Игорь на военном совете предложил отступить, ибо понял замысел врага, но с ним не согласились племянник и сын.
Утром 11 мая выяснилось, что русские войска окружены врагами. Бой был исключительным по своей длительности — он продолжался более суток. Игорь был ранен. Пытаясь остановить отряд побежавших черниговцев, он был перехвачен половцами. В плену оказались и Всеволод, и Владимир Игоревич, и Святослав Ольгович. Кончак поручился за Игоря, и пленные были увезены в половецкие кочевья.
Разгром войск Игоря изменил соотношение сил между Русью и половцами. Северская земля оказалась незащищенной, на нее пошел со своим войском Гзак.
Святослав Киевский во время похода Игоря находился на северо -востоке Черниговского княжества, где собирал войска для большого летнего похода против половцев. Он послал своих сыновей защищать границы Северской земли. Гзак подступил к Путивлю, но взять его не смог.
Игорь же с помощью одного половца по имени Овлур бежал из плена и направился в Киев к Святославу, прося военной помощи для отражения возможных набегов половцев.
Таковы основные события, вызвавшие появление «Слова о полку Игореве».
Основная идея «Слова» — необходимость единства действий Русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские «которы» и «крамолы», т. е. ссо - РЬ1> распри, несогласия. Автор называет «которой» и выступление против половцев князя Игоря без согласования с другими князья - и объявляет княжеские «которы» причиною успехов половцев в воине с Русью: «Которою бо беше насима от земли половецкыи!»
Крамола — это не только распри, но и междоусобные войны
Язей: «и начаша князи про малое «се великое» молвити, а сами
А себе крамолу ковати, а погании съ всехъ странъ приходжаху съпобедами на землю Рускую», «а князи сами на себе крамолу кова - ху, а погании сами, победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле отъ двора».
Отсутствие согласия между князьями — вот препятствие успешной обороны Руси от половцев. Автор слова с уважением относится к могущественным князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому, Роману Волынскому. Он призывает не к государственному объединению, а к единству действий, прекращению распрей и усобиц. В связи с этим призывом звучит осуждение устами Святослава Киевского князя Ярослава Черниговского: «А уже не вижду власти сильнаго и богатого и многовои брата моего Ярослава». Ярослав уклонился от выступления против половцев в 1184 г. Осуждением звучат слова Святослава и о брате Рюрике, не подоспевшему ему на помощь в мае 1185 г.: «Сего бо ныне снаша стязи Рюриковы, а друзши Давидови; но розно... коп - ла поютъ!» Но в первую очередь необходимость единения обосновывается на примере действий Игоря.
То, что именно поход Игоря послужил мотивом создания «Слова», не случайно. На примере Игоря автор хотел показать необходимость единства в действиях князей. Автор положительно относится к Игорю. Он осуждает его за обособленное выступление устами Святослава Киевского, но постоянно подчеркивает храбрость Игоря, а в конце провозглашает ему славу.
Поход Игоря в «Слове» выглядит обреченным на поражение. Его предвещает затмение солнца, против него восстают силы природы. Во время побега Игоря природа (море, река Донец, птицы) помогают ему. Возвращение Игоря приветствуется автором, поскольку Игорь после жестокого урока поражения становится сторонником объединенных действий против половцев.
«И да пребудет здрава Рать, поборая за христиан Против гнета полков поганых, Русь — в отпоре своем едином» (И. Шкляревский).
Другие сочинения по этому произведению
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть