«Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году»
Сочинение
В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а только [боярин] Михалко Юрьевич, узнав князя, возвратился. И когда приблизился Игорь к полкам своим, то поехали [половцы], и здесь схватили [его] на расстоянии одного выстрела от полка своего. И схваченный Игорь видел брата своего Всеволода, который крепко бился, и просил он души своей смерти, чтобы не видеть гибели брата своего. Всеволод же так бился, что даже оружия в руках его было недостаточно, а бились же они, идя кругом возле озера.
* И так в день святого воскресенья привел на нас
* Господь гнев свой: вместо радости привел на нас плач,
* и вместо веселости - печаль на реке Каяли…
Почти все русское войско погибло; спаслось бегством лишь пятнадцать мужей. Половцы взяли в плен всех четырех князей и несколько воинов. Когда победители делили добычу, Игоря забрал Кончак, с дочерью которого раньше был помолвлен княжич Владимир. Кончак завез Игоря в свое главное стойбище на реке Тор, южного притока Донца. Воспользовавшись тем, что земли пленных князей остались без защиты, половцы отправились на Русь. В это время Киевский князь Святослав объездил все русские земли, имея намерение собрать большое войско, чтобы отправиться на половцев. Узнав о походе Игоря и разгром его полков, великий князь сказал: «О дорогие мои братья, и сыны, и мужья земли русской! Дал мне Бог подавить плохих, но вы, не сдержав молодости, открыли ворота на Русскую землю. Воля Господняя пусть будет во всем. Пусть как мне жаль было на Игоря, но ныне больше я жалею за Игорем, братом моим».
Русские войска отправились навстречу врагу. Однако половцы успели сжечь город Рымов и немало поселков. Много русских людей погибло, еще больше попало в плен. Находясь у своего свата, Игорь жил сравнительно свободно, часто ездил на охоту. Обвиняя себя в разгроме русских войск, он переживал тяжелые душевные мучения. Видя это, ему сочувствовали даже половецкие воины и не раз предлагали убежать, тем не менее, князь считал бегство позором. Половецкие войска еще не вернулись из похода, но стало известно, что они потерпели поражение. Возникла опасность, и в знак мести они уничтожают пленных. В 1184 году Святослав наголову разбил половцев. Один из крещенных половцев - Лавор - изъявил желание помочь Игорю убежать.
И князь Игорь, взяв в сердце совет их, боялся приезда их [половцев] и искал, [как] убежать. И нельзя было ему убежать ни днем, ни ночью, так как сторожа стерегли его, а пору такую он нашел только при закате солнца.* И послал Игорь к Лавору конюшего своего, говоря ему [Лавору]: «Переезжай на ту еторону Тора с поводным конем». В то самое время половцы напились кумыса, а он [Игорь] был при ужине. Конюший, пришел, сказал князю своему Игорю, что ждет его Лавор. Он тогда, встав, оробелый и трепетный, поклонился образу Божьему и кресту честному, говоря: «Господи! Спасешь ли ты меня, владыка, недостойного?» И, взяв с собой крест, икону он вышел оттуда. А сторожа его гуляли и веселились, а о князе думали, что он спит.
Он же, прийти к реке [Тор] и перебредя ее, сел на коня, и тогда тронулись они оба сквозь башни. А освобождение сие совершил Господь в пятницу вечером. И шел он пешком одиннадцать дней к городу Донцу, а оттуда тронулся в свой Новгород, и обрадовались ему [все]. Из Новгорода он пошел к брату Ярослава [Всеволодовича] в Чернигов, помощи просить, и Ярослав обрадовался ему и помощь дать обещал. Оттуда же Игорь поехал в Киев к великому князю Святославу [Всеволодовичу].
* Из каких полков состояло войско князя Игоря?
* Как отнесся Игорь к зловещему знамению?
* Какие полки русичей принимали участие в первой битве? Расскажите о ходе этой битвы и ее последствиях.
* Нарисуйте обстановку, которая сложилась на рассвете в субботу. Опасение оказались напрасными. Через два года в Путивль прибыл княжич Владимир с женщиной и малым дитятею. В разное время возвратились и другие князья и воины. Конюший - боярин, который заведовал конюшнями князя. От быстрой езды кони вскоре были загнаны, и беглецы должны были идти пешком. Они направлялись не тем путем, которым русские войска пришли в поле, поэтому погоня не нашла князя.
* Посеймя - русские земли выше реки Сейм.
* Почему Игорь и другие князья не оставили своего войска?
* Расскажите о главной битве и пленении Игоря.
* Какую беду принесло русскому народу поражение Игоря?
* Где был в это время великий князь Святослав? Что он сказал?
* И так в день святого воскресенья привел на нас
* Господь гнев свой: вместо радости привел на нас плач,
* и вместо веселости - печаль на реке Каяли…
Почти все русское войско погибло; спаслось бегством лишь пятнадцать мужей. Половцы взяли в плен всех четырех князей и несколько воинов. Когда победители делили добычу, Игоря забрал Кончак, с дочерью которого раньше был помолвлен княжич Владимир. Кончак завез Игоря в свое главное стойбище на реке Тор, южного притока Донца. Воспользовавшись тем, что земли пленных князей остались без защиты, половцы отправились на Русь. В это время Киевский князь Святослав объездил все русские земли, имея намерение собрать большое войско, чтобы отправиться на половцев. Узнав о походе Игоря и разгром его полков, великий князь сказал: «О дорогие мои братья, и сыны, и мужья земли русской! Дал мне Бог подавить плохих, но вы, не сдержав молодости, открыли ворота на Русскую землю. Воля Господняя пусть будет во всем. Пусть как мне жаль было на Игоря, но ныне больше я жалею за Игорем, братом моим».
Русские войска отправились навстречу врагу. Однако половцы успели сжечь город Рымов и немало поселков. Много русских людей погибло, еще больше попало в плен. Находясь у своего свата, Игорь жил сравнительно свободно, часто ездил на охоту. Обвиняя себя в разгроме русских войск, он переживал тяжелые душевные мучения. Видя это, ему сочувствовали даже половецкие воины и не раз предлагали убежать, тем не менее, князь считал бегство позором. Половецкие войска еще не вернулись из похода, но стало известно, что они потерпели поражение. Возникла опасность, и в знак мести они уничтожают пленных. В 1184 году Святослав наголову разбил половцев. Один из крещенных половцев - Лавор - изъявил желание помочь Игорю убежать.
И князь Игорь, взяв в сердце совет их, боялся приезда их [половцев] и искал, [как] убежать. И нельзя было ему убежать ни днем, ни ночью, так как сторожа стерегли его, а пору такую он нашел только при закате солнца.* И послал Игорь к Лавору конюшего своего, говоря ему [Лавору]: «Переезжай на ту еторону Тора с поводным конем». В то самое время половцы напились кумыса, а он [Игорь] был при ужине. Конюший, пришел, сказал князю своему Игорю, что ждет его Лавор. Он тогда, встав, оробелый и трепетный, поклонился образу Божьему и кресту честному, говоря: «Господи! Спасешь ли ты меня, владыка, недостойного?» И, взяв с собой крест, икону он вышел оттуда. А сторожа его гуляли и веселились, а о князе думали, что он спит.
Он же, прийти к реке [Тор] и перебредя ее, сел на коня, и тогда тронулись они оба сквозь башни. А освобождение сие совершил Господь в пятницу вечером. И шел он пешком одиннадцать дней к городу Донцу, а оттуда тронулся в свой Новгород, и обрадовались ему [все]. Из Новгорода он пошел к брату Ярослава [Всеволодовича] в Чернигов, помощи просить, и Ярослав обрадовался ему и помощь дать обещал. Оттуда же Игорь поехал в Киев к великому князю Святославу [Всеволодовичу].
* Из каких полков состояло войско князя Игоря?
* Как отнесся Игорь к зловещему знамению?
* Какие полки русичей принимали участие в первой битве? Расскажите о ходе этой битвы и ее последствиях.
* Нарисуйте обстановку, которая сложилась на рассвете в субботу. Опасение оказались напрасными. Через два года в Путивль прибыл княжич Владимир с женщиной и малым дитятею. В разное время возвратились и другие князья и воины. Конюший - боярин, который заведовал конюшнями князя. От быстрой езды кони вскоре были загнаны, и беглецы должны были идти пешком. Они направлялись не тем путем, которым русские войска пришли в поле, поэтому погоня не нашла князя.
* Посеймя - русские земли выше реки Сейм.
* Почему Игорь и другие князья не оставили своего войска?
* Расскажите о главной битве и пленении Игоря.
* Какую беду принесло русскому народу поражение Игоря?
* Где был в это время великий князь Святослав? Что он сказал?
Другие сочинения по этому произведению
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть