««Слово о полку Игореве» О русская земля»
Сочинение
Читая великий памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», невольно приходишь к мысли, что все темы в нем подчинены одной общей теме и все чувства подчинены одному высокому чувству. Эта Тема сочинения — Тема сочинения Родины, а чувство — любовь к родной земле. Именно Русская земля, весь русский народ, а не какой - либо из князей, являются главным героем произведения.
Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных «хинов» на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
Насколько важной для создателя «Слова» является Тема сочинения Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
Но уже, о князь Игорь,
Померк солнца свет,
А дерево не к добру листву сронило:
По Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго пока уже не воскресить!
Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
Солнце светится на небе, —
А Игорь - князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае, —
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску «тьмою путь заступало», вызывающей ощущение какой - то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль. Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
Здравы будьте, князья и дружина,
Борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие «Слова», является его основным художественным образом.
Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.
Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных «хинов» на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
Насколько важной для создателя «Слова» является Тема сочинения Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
Но уже, о князь Игорь,
Померк солнца свет,
А дерево не к добру листву сронило:
По Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго пока уже не воскресить!
Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
Солнце светится на небе, —
А Игорь - князь в Русской земле;
Девицы поют на Дунае, —
Вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску «тьмою путь заступало», вызывающей ощущение какой - то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль. Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
Здравы будьте, князья и дружина,
Борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие «Слова», является его основным художественным образом.
Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.
Другие сочинения по этому произведению
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть