«Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве»»
Сочинение
Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна - дочь Ярослава Владимировича галиченского, вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184 года. Ярославна, влюбленная у своего мужчины, и вот этого счастья супружеской жизни ей отведено лишь один год, так как уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отторгать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть! Но она осознает то, что ее мужчина - князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников. С тревогой ждет она вестей из поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милое ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливской вал, в отчаянии обращается к силам природы по помощь. Вообще, автор «Слова…» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо. Она может быть гневной и кроткой, но всегда действующей, подвижной, очеловеченной. Обращается к ней Игорь, когда попадается в плен:
* Донец-Река!
* Не было тебе славы,
* Что носил ты князя на волнах,
* Стелил ему траву зеленую
* На берегах серебряных…
* Донец вступает в диалог с Игорем:
* Князю Игорю!
* Не имело тебе славы,
* Кончакове досады злой,
* А Русской земле веселья!
Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
* Как и чайка-жалобница
* Стонет она рано.
* Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
* Омочу бобровый рукав
* В Каяле-Реке,
* Обмою князьевы кровавые раны
* На теле его сильном!
В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе - Солнца:
* Почему же, солнце-хозяину,
* Простерег горячий свой луч,
* На воинов моего милого,
* В поле безводному,
* Жаждой им луки посушило,
* Тоской сагайдаки склепало!
И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
* В полночь море заиграло,
* Мгла идет столбами-вихрами,
* Игорь-князю бог путь указывает,
* Из земли Половецкой,
* На землю Русскую.
Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом - все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!
* Донец-Река!
* Не было тебе славы,
* Что носил ты князя на волнах,
* Стелил ему траву зеленую
* На берегах серебряных…
* Донец вступает в диалог с Игорем:
* Князю Игорю!
* Не имело тебе славы,
* Кончакове досады злой,
* А Русской земле веселья!
Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
* Как и чайка-жалобница
* Стонет она рано.
* Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
* Омочу бобровый рукав
* В Каяле-Реке,
* Обмою князьевы кровавые раны
* На теле его сильном!
В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
* О ветер ветрило!
* Почему, хозяину, силой веешь?
* Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
* Против воинов моего милого?
* К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
* Принеси же ты, хозяину,
* Ко мне моего милого,
* А не слала бы я слез ему ревностных,
* На море рано!
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе - Солнца:
* Почему же, солнце-хозяину,
* Простерег горячий свой луч,
* На воинов моего милого,
* В поле безводному,
* Жаждой им луки посушило,
* Тоской сагайдаки склепало!
И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
* В полночь море заиграло,
* Мгла идет столбами-вихрами,
* Игорь-князю бог путь указывает,
* Из земли Половецкой,
* На землю Русскую.
Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом - все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!
Другие сочинения по этому произведению
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть