Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»»

Сочинение

Многие художники, писатели, поэты обращались к библейским сюжетам. Не исключением являются и поэты XX века: Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, И. А. Бродский и другие. Библейской теме посвящен целый ряд стихотворений из романа «Доктор Живаго»: «На Страстной», «Чудо», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад», «Рассвет», «Рождественская звезда» и др.

Своеобразно осмыслена в этом стихотворном цикле библейская тематика, которая понадобилась автору для того, чтобы закрепить в сознании читателей параллель между Христом и Юрием Живаго, христианской личностью, которая несет в мир христианское миропонимание.

Б. Л. Пастернак создал своеобразное «Евангелие от Пастернака», в котором образ Иисуса Христа выступает как сила, объединяющая всех людей, хотя он и не может искоренить зло в этом мире. Наделив своего героя поэтическим, творческим даром, автор сделал его богоравным, способным оставить духовное завещание потомкам в своем прощании с миром:

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство

И образ мира в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Одним из самых интересных, на наш взгляд, является стихотворение «Рождественская звезда». Это стихотворение было написано по мотивам библейского сюжета — рождение Иисуса Христа. Его рождение — величайшее событие в жизни всего человечества, многих поэтов вдохновляла тайна появления на свет Спасителя. Только в Евангелиях от Матфея и от Луки есть рассказ о рождении Христа. Божественная Любовь входит в мир в образе новорожденного ребенка со всей его хрупкостью и беззащитностью.

В начале стихотворения поэт возвещает о рождении «младенца в вертепе». В это время

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Это символическая картина, т. к. пастухи смотрят не просто в некое пространство, но и в даль времени, грядущих веков. Кажется, что уже не пастухи, а сам автор понимает истинное значение происходящего для последующих поколений. Вот звезда, а дальше — необъятное время-пространство (хронотоп), огромный мир, расширяющийся до звездного неба.

Кроме того, небо, «полное звезд…», на фоне кладбища с оградами, надгробьями, крестами — это как бы предсказание конца жизни Христа на земле, его распятия, того, как Иисус нес на Голгофу собственный крест (принимая свою судьбу, следовал своему предназначению). Кроме того, кладбище (погост) — это место, где пребывают тела умерших. Именно Христос своею смертью победил смерть и умершим подарил жизнь, дал надежду на воскрешение души после смерти человека.

Но у Б. Пастернака пастухи не выделяют среди звездного неба Рождественскую звезду. Тут поэт не отступает от канонического Евангелия. Ее видят и за ней следуют волхвы с дарами:

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

Для волхвов Рождественская звезда — это не только путеводная нить, указывающая на место рождения Младенца. Волхвы не зря называются у Б. Пастернака звездочётами. Это, прежде всего, представители науки, которые опираются на факты. В данном случае это те люди, которые следуют законам разума. Они первые увидели родившуюся новую звезду. И они понимают, какое значение для них имеет появление звезды.

Автор вмешивается в ход истории, начинает руководить действием по-своему. Именно волхвы, «неба послы», удостоились чести взглянуть на Христа, т.к. им одним была открыта тайна жизни и смерти только что родившегося Младенца.

В понимании автора это не просто путеводная нить, указывающая на место рождения Иисуса Христа, а смысл, цель жизни, миссия Его прихода на Землю, природа личности Христа, Его влияние на существование и развитие будущих поколений, всего человечества. Поэтому неслучайно звезда смотрит «с порога», который обозначает грань, предел между старым и новым, смертью и жизнью вечной. Это преграда, преодолев которую, люди обрели надежду на спасение, на соединение с Богом. Люди пришли издалека, оттуда, где не было Христа, пришли из ночи, из тьмы собственной души, из греха, из холода. Пришли к свету, а свет — это Любовь.

Как известно, природа Христа двойственная: Он — и Бог, и человек, совмещающий в себе два начала: духовное, божественное и земное, человеческое. Именно на Деву смотрит звезда. Тут Матерь Божья впервые названа не Марией, а Девой. Это еще одно указание на чудесное, таинственное появление Младенца: зачатие Марии от Духа Святого.

Авторское сравнение «звезды с гостьей» подтверждает мысль о том, что это символ миссии Христа, с которой Он был послан на Землю, это тот завет, который Он должен был исполнить.

Рождественская звезда выделяется среди неба, полного звезд, так же как и Иисус Христос своей жизнью, действиями отличался от простых людей.

Звезда Рождества — это огонь, пламя, пожар, зарево. Она символизирует стихийное начало, которое охватило не просто все небо, а всю Вселенную. Так и рождение, жизнь и деяния Христа — это пожар, который охватил всех людей, все народы, живущие во время Христа и после него.

Символ огня, пожара в контексте стихотворения — это источник духовной энергии, который дает свет, тепло и жизнь. Семантически связанные слова «растущее зарево рдело над ней» (звездой) ассоциируются с пришедшим после:

Все елки на свете, все сны детворы

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры…

Иисус Христос воплощает собой светлое начало, поэтому неслучайно поэт допускает волхвов к Младенцу именно на рассвете, когда пробуждается вся природа. Причем на предрассветном небе из всех звезд осталась лишь одна — звезда Рождества:

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

В русской культуре зола — символ смерти, праха, т. е. указывает на временность, тленность существования. А вот Рождественская звезда осталась светить на небе, она вечна и не может сгореть, как другие звезды, т.к. ее предназначение — гореть вечно, пылать, но не сгорать до конца.

Основу стихотворения составляет поэтический образ Рождественской звезды, значение которого автор пытается раскрыть, используя многосторонний подход к изображаемому явлению. На появление звезды мы смотрим сквозь призму восприятия волхвов, пастухов, животного и растительного мира, небесных светил, ангелов, Девы Марии. Но то или иное видение предопределено автором, на что указывает отбор и переосмысление Евангельского текста, использование собственно пастернаковских художественных средств и приемов, звуковая оболочка стиха, синтаксис и построение композиции.

Поэт использует религиозную тематику тогда, когда главной религией советского общества был атеизм. И это неслучайно, потому что это яркое напоминание о том, что духовность и вера — самое главное.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»