Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»»

Сочинение

Тема любви не нова в русской литературе. Русские писатели по-разному описывали это чувство в своих произведениях. Для кого-то любовь — это что-то таинственное, чувство, не поддающееся никаким разрушениям. Для других любовь — это разочарование, горе, чувство, приносящее только несчастья. Борис Пастернак относится к тем писателям, для кого любовь — это единство радости и печали.

В романе Пастернака «Доктор Живаго» костер любви разгорается, а затем ярко пылает во взаимоотношениях мужчины и женщины, одновременно согревая и обжигая героев своим ласкающим и трепетным огнем. Автор изображает треугольник, состоящий из сердец, охваченных пламенем, — это сердца Юрия, Тони и Лары.

Отношение Юрия к Тоне и Ларе весьма своеобразно. Оно существенно отличается от традиционного понимания данной метафорической геометрической фигуры и ее формальных аналогов в литературе. Вспомним, например, треугольник Катерина-Тихон-Борис в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в которой Тихон — часть постыдного «темного царства», а Борис — мираж свободного луча света.

Юрий, находясь рядом с одной из любимых женщин, стремится к другой. Он не может и не хочет отдать предпочтение кому-то из них. Для него они неразрывно связаны, как утро и вечер одного дня, потому что каждая привносит что-то новое, особенное и неповторимое в его существование.

Антонина Александровна хлопочет по хозяйству, воспитывает маленького сына, то есть зарождает жизненную суету, как утро, с которого все и начинается. В письме Юре она пишет: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги».

Лариса Федоровна, напротив, спокойна в делах и похожа на тихий вечер, итог бурно прожитого дня: «У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Лара была самым чистым существом на свете… и все в ней — незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу».

Каждая из этих женщин старалась быть единственной и неповторимой для своего любимого.

В определенные моменты своей жизни Юрий по-разному относился к Тоне и к Ларе. Обманывая Тоню, он не перестал любить ее «до обожания». Мир ее души, ее спокойствие были дороже ему всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама. Вот как сам автор говорит об отношении Юры к Тоне: «Идеи „свободной любви“, слова вроде „прав и запросов чувства“ были чужды ему. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал „цветов удовольствия“, не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

Вообще, отношение главного героя к этим двум любящим его женщинам можно сравнить со стрелками часов, не имеющими возможности, пока они идут, перескочить через определенные промежутки времени. Ведь если бы они замерли на каком-то одном делении, то жизнь бы остановилась. Недаром в роман введен эпизод с «тифозным часом». Может быть, говоря о нем, Пастернак подразумевал момент осознания влюбленности, ибо приход к этому состоянию у Юрия в обоих случаях осуществлялся медленно. Искорка начала тлеть в Юрином сердце с первой встречи и с Тоней, и с Ларой, постепенно возгораясь в пламя, которое овладело его чувствами и мыслями.

Тоня и Лара поочередно оберегали и сохраняли душевную чистоту Юры, вдыхали в него животворное тепло. Поэтому, когда Юрий был разлучен с ними обеими, стрелки его жизненных часов навсегда остановились. Но, несмотря на такой трагический конец, любовь Лары по-прежнему продолжала жить в ее сердце: «О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они любили друг друга не из неизбежности, не „опаленные страстью“, как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…» Пастернак замечает, что никогда героев не покидало ощущение сопричастности миру, способность любоваться его красотой: «Они дышали только этой совместимостью. И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали».

Любовь и трепетное отношение Тони к Юре тоже достойна всяческих похвал. В своем прощальном письме она пишет: «Ах, как я люблю тебя, если бы ты мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении…».

Таким образом, мы видим, что любовь у Пастернака, с одной стороны, прекрасное, светлое и чистое чувство, достойное восхищения, а с другой стороны, окрашено в темные краски, приносящее горе, тоску и печаль.

В русской литературе довольно мало писателей, раскрывающих тему любви подобным образом. Заслуга Пастернака как раз и состоит в том, что он, как истинный психолог, смог передать весь накал страстей героев, показать их чувства, мысли, сомнения, переживания. Под его пером тема любви раскрываться перед нами в новых ипостасях. Это достойно восхищения.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»