Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

««Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»»

Сочинение

«Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре кото­рого творческий человек, попавший в водоворот революци­онной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго». Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа.

Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отра­жающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма.
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
«Гамлет» (1946)

Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:
Земля и небо, лес и поле
Ловили этот редкий звук,
Размеренные эти доли
Безумья, боли, счастья, мук.
«Весенняя распутица» (1953)

Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» (1953). «Зимняя ночь» (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологи­ческое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирическо­го героя в стихотворении «Разлука» (1953).

Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пас­тернака. «Объяснение» (1947), «Осень» (1949), «Свидание» (1949) были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворе­ниях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расста­ванье, но именно мир чувств, в который погружается лири­ческий герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага
И это тянет пас друг к другу.
«Осень» (1949)

Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» (1953). Дра­матический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт):
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
«Август» (1953)

Несколько стихотворений цикла («Рождественская звез­да» (1947), «Зимняя ночь» (1946), «Магдалина» (1949)) вклю­чают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позво­ляет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, не­сущей духовный свет:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«Зимняя ночь» (1946)

Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, не­сущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» (1949). Особым символическим смыслом на­полняются финальные строки:
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Жи­ваго», ставшими поэтической биографией героя.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»