Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Сказочные ключи к «Доктору Живаго»»

Сочинение

Прочтение романа в качестве инверсионного аналога русской волшебной сказки может определять значение в тексте той или иной детали, отсылающей к какому-либо тексту- прототипу. Например, такими скрытыми реализациями сказочной функции ("начальная беда или недостача ликвидируется") являются произведения классиков мировой литературы XIX века - двух русских писателей и трех западноевропейских (француза, англичанина и немца), которые вслух читает в Варыкино семья Живаго.

Юрий Андреевич записывает в дневнике: "Без конца перечитываем "Войну и мир", "Евгения Онегина" и все поэмы, читаем в русском переводе "Красное и черное" Стендаля, "Повесть о двух городах" Диккенса и коротенькие рассказы Клейста". В чем именно состоит ликвидация недостачи (в данном случае недостачи знания о чем-либо, например о будущем, о предстоящих доктору испытаниях), можно судить по содержанию упоминаемых произведений. Указание на них в определенном месте текста, как, впрочем, и появление в нем (тоже в определенном месте) любой другой детали, далеко не случайно. Выход детали на "поверхность" сигнализирует о возможности прочтения текста через соответствующий код. Мы попытаемся сделать это, обратившись к одному из упомянутых доктором романов. Каждый из них актуален для семьи Юрия Живаго не только в плане сравнения с событиями прошлого, но и для понимания того, что переживает она в настоящем и что предстоит ей в будущем.

Для исследователя эти произведения могут представлять скрытые отражения "Доктора Живаго" и выполнять функции комментариев и "расширяющих" роман Пастернака текстов. Мы покажем, как отразилось в "Докторе Живаго" произведение Ч. Диккенса, название которого на английском - "A Tale of Two Cities" - "отсылает" не только к значению "повесть" или "рассказ", но и к значению "сказка", что Пастернак, несомненно, оценил и учел при ориентации "Доктора Живаго" на волшебную сказку. Это уже отмечалось А. В. Лавровым: "В следовании сказочному архетипу Пастернак по-своему был верен избранным ориентирам: ведь и поэтика романов Диккенса, которая оказывалась для него, столь близка, во многом была родственна поэтике волшебной сказки, сказочное начало входило у английского писателя органическим элементом в жизнеподобные обстоятельства".

Определение метафорики, в которую "одета" концепция истории у Пастернака, как "биологической"16 можно расширить до "природной", которая будет включать в себя все явления природы, а не только мир биологический. Отождествление природы и истории в творчестве Пастернака, в том числе в "Истории", вызвано, в частности, его реакцией на главу вторую первого тома "Заката Европы" - "Проблема мировой истории". Особенно отчетливо следы чтения Шпенглера видны в книге "Второе рождение" (1931), которая потому так и названа, что представляет относительно новый взгляд автора на историю, сформированный не без влияния Шпенглера. О силе и значении этого влияния свидетельствуют созерцательные и поэтому "историографичные" "Волны". Приехав с Зинаидой Николаевной на Кавказ, в Грузию, Пастернак последовал "рецепту" Шпенглера, который считал, что для правильного понимания истории необходима "дистанция от предмета", и предлагал "обозреть весь факт "человек" с чудовищного расстояния; окинуть взором культуры, включая и собственную, как ряд вершин горного кряжа на горизонте".17 В открывающих книгу "Волнах" разлита тема необходимости преодоления "мирового страха", вызываемого "необратимостью" однократного, направленного и неповторяющегося свершения.18 Средство против этого страха - написание книги, изоморфной "Закату Европы", коей и оказывается весь сборник. А завершает его "закатное" стихотворение "Весеннею порою льда", содержащее прямую отсылку к одной из основных идей книги Шпенглера, отраженной в ее заглавии:

Прощальных слез не осуша
И плакав вечер целый,
Уходит с Запада душа,
Ей нечего там делать.

Оно отбрасывает прощальный свет шпенглеровской морфологии истории на всю книгу. Парадоксальное и скандальное заключение немецкого философа о том, что "природу нужно трактовать научно, об истории нужно писать стихи", обусловливает оппозиционный и взрывной заряд "Истории" и "Второго рождения". Пастернак так и делает - пишет стихи, сначала взяв темой историю, затем, взяв темой и материалом для исторических размышлений природу, позволяющую соотносить собственную эпоху и личность с эпохами и личностями предшественников (Пушкиным, Лермонтовым, Толстым).

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»