Доктор Живаго

Борис Леонидович Пастернак


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
112 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Величие человека в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»»

Сочинение



Борис Пастернак - один из самых выдающихся писателей и поэтов прошлого века. В середине двадцатого века он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Произведение «Доктор Живаго», наверняка можно назвать венцом творчества Пастернака. Этому роману Борис Леонидович отдал лучшие годы своей творческой деятельности, и не напрасно. Это произведение, равного по силе которому нет. Это произведение - выдающаяся, гениальная, незабываемая, незаменимая частица русской и всемирной литературы. Действительно, по гениальности, талантливости содержания с этим произведением мало какие другие могут встать рядом по уровню высоты.

Для начала, скажем, что произведение многостороннее. В нем раскрыто большое количество конфликтов того времени: личность и мораль, человеческие взаимоотношения, власть и народ, вечное и временное, личность и война, и так далее. Я заострю наше внимание на конфликте интеллигенции и революции. Так же можно упомянуть, что этот роман поражает своим художественным стилем, и в то же время его нельзя назвать в полной мере романом. Нашим глазам открывается своеобразная автобиография, в которой, удивительным образом нет прямых факторов, которые были бы взяты из жизни автора. Борис Леонидович пишет о своей жизни описывая происходящее как жизнь чужого ему человека. Он придумывает историю, в которой наиболее близко и точно он смог бы передать читателю свои мысли и идеи.

Как я уже упоминала, я хочу заострить наше внимание на конфликте интеллигенции и революции, потому что по моему мнению, в ней особенно ярко и точно описывает автор многие моменты романа. В произведении - самая могущественная сила - течение революции. Живаго - главный герой произведения никоим образом не вмешивается во все происходящее и не влияет на ход событий. В этом откровенном и смелом писании революции есть что-то близкое к народу, знакомое с давних лет, нечто от безусловной венценосности Пушкина, от прямой правдивости фактов Толстого. Самое важное - это гениальность! Если кому-нибудь поставить задачу сотворения нового мира, открыть новое летоисчисление, то в первую очередь этому человеку понадобилось бы расчистить место для этого. Он бы ждал окончания старых лет и эпох для того чтобы после них начать свое летоисчисление. Ему понадобится чистый лист, новый абзац.

События революции - это открытая данность, и она не подвергается обычной оценке ситуации, с позиции минутной оценки происходящего. Этих события нельзя избежать, в ход ее событий невозможно вмешаться и влиять на них. Точнее вмешаться конечно можно, но изменить кардинально события нельзя. Их стихийность, неизбежность отнимает у любого попавшего этот вихрь человека свободу и способность что либо сделать. В такой ситуации абсолютно слабовольный человек, но обладающий при этом опытом жизни и мудростью - лучший герой произведения. Он чувствует, принимает участие в событиях революции, понимает, но делает все это только как пылинка попавшая в порыв ветра, в ураган, водоворот. Можно отметить, что так же как и у Блока в произведении «Двенадцать» метель олицетворяет стихийность революционных действий. И не просто ветер, а именно метель, вьюга, с кусочками льдинок, сумасшедшим вихрем снежинок и убивающее ледяным холодом. Нейтралитет доктора Живаго во время военных действий диктуется его призванием: он полевой врач, то есть личность по всем параметрам нейтральная во всех странах и при любых обстоятельствах, по всему миру.




Антипод Живаго - черствый Антипов - Стрельников, который выступает в революции на стороне красных. Стрельников призван к активным действиям, к порывам и вмешательствам в военные действия. Он беспощадно подавляет любые восстания против революции. Но и он в том числе в принципе никоим образом не может повлиять и изменить ход событий. С этой позиции Стрельников беспомощен, так же как и Живаго в свою очередь. С этой точки зрения они не только антиподы но и сопоставлены друг другу и стоят на удном уровне значимости. Чем является Россия для доктора Живаго, который окончательно запутался и потерялся в событиях революции и очутился между двух течений, так же как он колебался между двумя любимыми Ларой и Тоней. Обеих женщин он любил своеобразной любовью. Родина, для него в первую очередь, это чудо природы. Она тоже состоит из противоположностей и противоположностей. Юрий очень любит свою отчизну и это чувство вызывает у него море страданий.

Вникает ли Пастернак в смысл всего происходящего в произведении, свидетелем чего он является? Что оно означает? К чему ведет? Конечно да. И в это же время он принимает события революции как что-то независящее от интересов человека, как стихийность природы. Он ее видит, слышит, понимает, но у него нет желания ее осознать, она является для него данностью как и природное начало. Ведь ни один человек ни разу в жизни не стремился и не пытался этически дать оценку явлениям природы: дождю, шквалу, засухе… Никогда люди не пытались использовать в своих интересах эти явления, своими силами избавиться от них или наоборот призвать их. По любому мы никоим образом не сможем вмешаться в эти явления. Есть эпизод, где Пастернак объясняет нам при помощи Лары свое неприятие прямых объяснений: «Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен». Автор четко придерживается этой мысли, и на протяжении всего романа он ничего не объясняет, а лишь показывает, объяснения происходящего в словах Живаго, это лишь «специи». По сути Пастернак понимает и принимает жизнь такую какой она ему дана.

Он видит историю, то что называют ходом истории не так как всеми это принято воспринимать и представлять. Для него она рисуется как подобие развития растительного мира. В мороз, в сугробе голые ветки лиственных лесов худые и немощные, как седые волоски у старика в бороде. Но приходит весна и в считанные дни лес обивает и набирает мощь. Он поднимается и растет ввысь к облакам, и вот уже в его листве можно играть в прятки и даже потеряться. Это волшебство получается за счет движения, по своим темпам превосходящее движения животных, так как животное растет медленнее чем растение, и его рост нельзя проследить. Лес не перемещается, мы не можем его покрыть, проследить перемену мест. Мы всегда видим его неподвижным. В таком же покое мы застаем вечно изменяющуюся жизнь общества - историю.

Историю никто не создает, она не материальна, ее нельзя потрогать или увидеть так же как нельзя увидеть как растет листва, все происходит без ведома и контроля человека, так считал Пастернак. Войны, восстания, перевороты, Наполеоны - это возбудители, катализаторы в истории. Революции и восстания творят люди ограниченные в своих интересах, своего рода фанатики. Они могут в считанные часы разрушить до основания то, что существовало столетиями. Перевороты длятся неделями, месяцами, а потом столетиями люди покланяются чьей-то ограниченности. Нашим глазам открывается философия сотворения истории, которая способствует осмыслению происходящего, а так же сотворению живой основе романа, произведения лирического гения, которое демонстрирует все происходящее через призму интеллекта. Без сомнений, «Доктор Живаго» - выдающийся, гениальный роман. Не зря, его признали всемирной литературной ценностью.

Другие сочинения по этому произведению


«Доктор Живаго» — проза поэта Доктор Живаго Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" Библейские мотивы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. «Доктор Живаго» Изображение любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Образ Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго — центральный образ романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Образ Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Особенности любви Юрия Живаго к Ларе Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго») Природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Проблема интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Символический образ железной дороги, его место и значение в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Тема любви в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философия в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».) Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Человек в огне революции и гражданской войны Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Революция глазами Пастернака (По роману «Доктор Живаго») Характеристика произведения "Доктор Живаго" Пастернака Б.Л. История создания романа «Доктор Живаго» Характеристика образа Живаго Юрия Андреевича Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго» Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Образы героев в романе Пастернака «Доктор Живаго» Идейно-тематическое содержание романа «Доктор Живаго» Содержание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характер соотношения поэзии и прозы в романе “Доктор Живаго” Человек и история в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака Человек и революция в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго») Жизнь и смерть Юрия Живаго Поэтический образ бытия в романе «Доктор Живаго» Поэтому интересны библейские мотивы в романе «Доктор Живаго» Незабвенная страница русской литературы роман «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго Философский итог романа «Доктор Живаго» Анализ сцены из романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” (Лариса у гроба Юрия Живаго) Природа в романе Тема революции и гражданской войны в романе Юрий Живаго 2 Герой Пастернака военный врач Юрий Живаго Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Творческая история создания романа «Доктор Живаго» Значение природы в романе Пастернака «Доктор Живаго» Отъезды Дарнея и Юрия Живаго Роль стихов Ю. Живаго в романе «Доктор Живаго» тончайшее сочетание поэзии и реальности Система образов романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Мои размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Роман о русской революции (по роману Пастернака «Доктор Живаго») Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 1 «Доктор Живаго» – Основное содержание. Первая книга Записки доктора Манетта Главный герой Пастернака Сказочные ключи к «Доктору Живаго» Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману «Доктор Живаго») Драма интеллигенции и революции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Роман о русской революции (Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго») Характеристика образа Лары (Антипова Лариса Федоровна) Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Природа в романе Пастернака «Доктор Живаго» Тема революции и гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» Лариса у гроба Юрия Живаго «Доктор Живаго» Пастернака Юрий Живаго 1 Антипова Лариса Федоровна Вся жизнь Живаго в одноименном романе Б. Л. Пастернака Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе «Доктор Живаго» История доктора Живаго Величие человека в романе Пастернака «Доктор Живаго» Каким даром его наделил («Доктор Живаго») Б. Пастернак о своем романе «Доктор Живаго» И Живаго, и Стрельников – жертвы революции Характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго" (интеллигенция в революции) Интеллигенция в революции Гуманистический смысл цикла «Стихотворения Юрия Живаго» Судьбы скрещенья в романе Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне Философские раздумья в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Характеристика образа Евграфа (Живаго Евграф Андреевич) Изображение гражданской войны в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго» Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») 2 Что я понял прочитав роман «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа «Доктор Живаго» Размышления над страницами романа Пастернака «Доктор Живаго»