Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Является ли Платон Каратаев идеалом Л. Н. Толстого ? (по роману «Война и мир»)»
Образ Платона Каратаева — один из ключевых образов романа Толстого «Война и мир», отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа.
Этот герой показан в основном через восприятие Пьера Безухова, для которого стал «самым сильным и дорогим воспоминанием». Он сразу произвел на Пьера «впечатление чего-то круглого», уютного: «вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая…» Само присутствие Каратаева в бараке для пленных создавало ощущение уюта.
Платон выглядел очень моложаво, хотя ему, судя по его рассказам о былых сражениях, было больше пятидесяти лет. Он казался физически крепким и здоровым человеком. Но особенно бросалось в глаза «молодое» выражение лица Каратаева: оно «имело выражение невинности и юности».
Платон постоянно занимался каким-то делом, что, видимо, вошло у него в привычку. Он «все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно «. Попав в плен, этот герой, казалось, «не понимал, что такое усталость и болезнь», в бараке он чувствовал себя как дома.
Каратаев любил весь мир и всех людей. Его любовь была всеобщей, неизбирательной: он «любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком», «с теми людьми, которые были перед его глазами». Поэтому «привязанностей, дружбы, любви» в обычном понимании «Каратаев не имел никаких».
Этот простой человек глубоко чувствовал, что жизнь его «не имела смысла как отдельная жизнь», «она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Короткая молитва Каратаева кажется простым набором слов («Господи, Иисус Христос, Никола Угодник, Фрола и Лавра…»), но это молитва обо всем живущем на земле, которую возносит человек, обостренно чувствующий свою связь с миром.
Вне привычных условий солдатской жизни, вне всего, что давило на него извне, Каратаев незаметно и естественно возвратился к крестьянскому укладу жизни, облику и даже манере говорить, отбросив все чуждое, насильно навязанное ему.
Крестьянская жизнь была для Платона особенно привлекательна: с ней были связаны дорогие воспоминания и представления о благообразии. Поэтому и рассказывал он преимущественно о событиях «христианского», как он его называл, быта.
Каратаев умер так же естественно, как и жил, испытывая «тихий восторг» и умиление перед великим таинством смерти, которое ему предстояло. Рассказывая уже не в первый раз историю о безвинно пострадавшем старом купце, он был полон «восторженной радости «, которая передавалась и окружающим, в том числе Пьеру. Каратаев воспринимал смерть не как наказание или муку, поэтому на его лице не было страдания: в нем «светилось» «выражение тихой торжественности».
Образ Платона Каратаева — образ крестьянина-праведника, который не только сам жил в ладу с миром и людьми, восхищаясь любым проявлением «живой жизни», но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, навсегда оставшись для него «вечным олицетворением духа простоты и правды».
Жизненная философия Платона Каратаева оказалась по-настоящему близка Безухову. Узнав, как живет его невольный сосед по бараку, герой осознал, что это именно то, к чему он так долго шел, что инстинктивно чувствовал, но не мог до конца понять и сформулировать. С этого момента Каратаев становится для Безухова неким духовным мерилом, ориентиром, по которому Пьер мерил все свои поступки.
Недаром в финале романа Безухов задумывается над тем, как бы оценил его деятельность, его нынешнюю жизнь Платон. И герой приходит к выводу, что, наверное, Каратаев не понял бы общественной деятельности, но оценил бы семейную жизнь Пьера, потому что она, как нельзя лучше, соответствовала его представлениям о «благообразности».
Являлся ли Платон Каратаев идеалом для самого Толстого? Думаю, что являлся. Именно в народной философии, народном образе жизни и мысли писатель видел истину жизни — то, как следует существовать на этой земле. В первую очередь, здесь имеется в виду отношение человека к миру и к себе. Человек приходит на эту землю для счастья, которое испытывает только тогда, когда живет «по велению своей души». А душа любого человека жаждет любви, тепла, добра. Поэтому необходимо жить, любя все живое — друзей и врагов. Именно так жил Каратаев. Именно так старался жить и сам Толстой.
Кроме того, необходимо понимать, какое место каждый человек занимает в этом мире. Нельзя эгоистично «зацикливаться» на себе, считая себя верхом совершенства. Так в романе ведут себя Курагины, таков Наполеон, а в начале произведения — и Андрей Болконский. Это ложный путь, который неизбежно приведет к краху, к несчастью. Человек — часть общего мира, одна из его необходимых составляющих. И строить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими следует исходя из этого.
Таким образом, жизненная философия Платона Каратаева была близка и принята Толстым, ее он считал наиболее правильной, приближенной к истинной. Именно поэтому Каратаева, на мой взгляд, можно назвать идеалом автора «Войны и мира».
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе