Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»»
«Что такое „Война и мир“, — писал Толстой в статье по поводу книги. — Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Современное литературоведение отмечает, что «Война и мир» — это роман-эпопея, для которого характерны широкое изображение исторический событий и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой такого романа — русский народ, и основная идея заключается в утверждении непобедимой силы народа.
В «Войне и мире» отражена жизнь двадцатых годов 19 века не только России, но и Западной Европы. Действие происходит в Петербурге, Москве, Смоленске, в русской деревне; в Австрии, Пруссии, Польше, на Балканах, в немецких поселениях. Исторически конкретное изображение европейских войн, столкновений армий и поэтичные картины природы, сцены из жизни помещичьих усадеб и великосветских салонов, недовольство крепостных крестьян своим положением, патриотизм народа в борьбе с чужеземными захватчиками — все это образует в произведении широкое описание эпохи.
Основой жанровой формы «Войны и мира» является великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Особенность композиции романа в том, что военные действия, события, происходящие на полях сражений, тесно связаны с различными сторонами мирной человеческой жизни. Решающие моменты в судьбах главных героев определены ходом исторических событий.
Война 1812 года все изменила в укладе жизни семьи Ростовых, подвергла тяжелым испытаниям Пьера Безухова, оборвала жизнь Андрея Болконского, Ростовых, Безуховых, Курагиных. В произведении нет завязки и финала. Картины в салоне
Широко используется Толстым прием контраста. Корыстолюбию, бюрократизму, аморальности столичного дворянства (Курагиным, Друбецким) противопоставлена патриархальная помещичья аристократия (Болконские, Ростовы); паразитической жизни верхов общества — трудовая жизнь народа. Контрастна деятельность Кутузова и Наполеона.
Важную композиционную роль в романе играет пейзаж. Картины природы связаны с жизнью людей, размышлениями героев, способствуют их психологической характеристике. Накануне Бородинского сражения Пьер «замер от восхищения перед красотою» дальних лесов, «точно высеченных из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», золотых полей и перелесков. Его восприятие природы неразрывно связано с тем чувством «скрытой теплоты», любви к родной земле, которое переполняло в эти решающие минуты сердца Кутузова, князя Андрея, русских солдат и офицеров — участников предстоящей битвы.
Мастерство художника-психолога, отмеченное Чернышевским, в романе «Война и мир» достигло совершенства. Изображение психического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни — «диалектики души» — с особенной яркостью проявилось в раскрытии характеров героев, близких и дорогих писателю (князь Андрей, Пьер, Наташа Ростова, княжна Марья).
Прослеживая пути их духовного развития и нравственных исканий, Толстой стремится обнаружить скрытые причины их поведения. Это достигается различными художественными приемами, но более всего для толстовской манеры создания образа-персонажа характерен внутренний монолог, раскрывающий самые сокровенные мысли героя.
Перед Бородинским сражением все события жизни осветились для князя Андрея «холодным, белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний», и в душе его зазвучала внутренняя речь. Обычно Толстой применяет внутренние монологи и напряженные моменты жизни действующих лиц. В таких случаях речь становится неупорядоченной. В соответствии с жизненной правдой Толстой ввел такую речь в художественное произведение и создал тем самым новый прием в литературе.
«Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, — говорил Толстой, — потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица». По словам Толстого, особенность его как художника состоит в том, что он «как бы пристанет к читателю с этой художественной подробностью, пока ясно не растолкует ее». Так, автор романа не раз говорит о чисто промытых складках шрама Кутузова, постоянно напоминает о вздернутой губке жены князя Андрея Лизы; неоднократно замечает «лучистые глаза» княжны Марьи, «перепрыгивающие щеки» князя Василия Курагина. Повторяющиеся приметы, характерные детали служат раскрытию внутреннего состояния героев, подчеркивают сущность их характеров.
Более ста лет прошло с тех пор, как вышла из печати последняя книга «Войны и мира», но произведение не утрачивает своей жизненной силы. В исторических делах полководца Кутузова, в героических подвигах капитана Тушина и партизан, в радостных и горестных картинах жизни князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и современный читатель находит много общечеловеческой волнующей правды.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе