Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Жизненные искания Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)»
Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе Толстого «Война и мир». Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство между этим персонажем и самим автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.
Этот образ задумывался как контрастный к образу князя Андрея. В ранних редакциях романа это различие подчеркнуто больше, чем в основном издании. «Он и его друг Андрей, — писал автор, — в этом взгляде на жизнь были до странности противоположны один другому». Пьер «всегда хотел что-то сделать, но он «ничего не умел сделать то, что хотел». Князь Андрей ни во что не желает вмешиваться, «но с практической цепкостью ухватывается за каждое дело и, увлекаясь, сам и других увлекал в деятельность». Они идут совершенно разными путями и приходят к разным результатам, но их объединяет верная дружба и верность истине.
Эти герои Толстого контрасты не только по характеру, но и по внешнему облику. Пьер по наружности представлял полную противоположность князю Андрею: «В сравнении с тонкими, твердыми, определенными чертами князя Андрея, черты Пьера казались особенно пухлы, крупны, определенны». Во многом он напоминает большого ребенка. Пьер чувствует свое двойственное положение в свете: богатый наследник знаменитого дворянского рода и незаконнорожденный сын. Сначала Пьер не понимал многих тайных пружин света. Он был увлечен идеями Наполеона, принимал участие в бесконечных забавах и пиршествах московской «золотой» молодежи. Каждый раз он зарекался не ходить к ним, но всякий раз нарушал свою клятву. Умом герой понимал, что поступает нехорошо, но не чувствовал этого сердцем.
Пьера спасла дружба с Андреем Болконским. Он всегда смотрел на него, как на старшего брата. Восторженный, пылкий Пьер восхищается аналитическим, строгим умом князя Андрея. Природная наивность Пьера на руку интригам его новых родственников. Князь Василий сразу понимает, что Пьера будет очень легко обмануть. Он успешно сватает за него свою коварную, обольстительную, холодную дочь Элен. Семейная жизнь Пьера превращается в страшный сон. Сначала Элен пытается скрывать свои измены, позже они становятся явными. Терпение Пьера закончилось.
На одном из приемов Долохов прилюдно намекнул ему на измены жены. Пьер вызвал обидчика на дуэль. Сам герой психологически очень тяжело переживал это событие. Перед дуэлью он постоянно мучился противоречиями. Но дуэль все же состоялась. Пьер не умел стрелять, он произвел выстрел наугад. Сама дуэль показалась ему злой, бессмысленной игрой.
С этого момента в душе Пьера происходит перелом. Начинаются его духовные искания. Он вдруг явно осознает все лицемерие тех людей, которые окружали его в жизни. Герой стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Здесь он наивно верит, что участвует в благородном деле, помогает людям всего мира. Безухову кажется, что в масонской ложе состоят добропорядочные, благородные люди. Деятельность Пьера обращается к крестьянам. Он предполагает завести для них больницы, школы. Пьер даже устраивает поездку по своим владениям. Ему показывают якобы счастливые лица облагодетельствованных им крестьян. И Пьер верит в то, что он действительно помог своим крепостным. В разговоре с князем Андреем он радуется своим добрым начинаниям, которые на самом деле оказались пустой иллюзией.
Идиллические мечтания Пьера не имели практической направленности. А князь Андрей, исходивший из соображений личной выгоды, сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер. У Пьера нет практической жилки. Он далек от реальной жизни. Ему не хватает той воли и деловитости, которая отличает Андрея Болконского. Но Пьер стремится сделать жизнь других людей лучше, добрее.
И Пьер, и Андрей — «славные люди». Они оба не лишены недостатков. Но главное их достоинство заключается в том, что они способны преодолевать свои недостатки. Это глубоко мыслящие, честные люди, которые не боялись ставить и решать самые острые вопросы своей и общественной жизни.
Пьер очень чуток к чужому горю, боли. В трудную минуту он поддержал юную Наташу. С приближением 1812 года сознание Пьера меняется. Он предчувствует большие перемены в своей жизни. Поэтому с такой большой надеждой герой смотрит на комету 1812 года. Самый важный этап жизни героя начинается со вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. В нем просыпается воля, он непосредственно присутствует на Бородинском поле при сражении.
Перед сражением Безухов пытается решить для себя жизненно важные вопросы. Пьер чувствует, будто в его голове вертится огромный винт. На Можайской дороге ему встречается обоз с ранеными. Они знают, что идут на смерть, но при этом не теряют присутствия духа. Ополченцы преодолевают свой страх, они знают, что в бою надо вести себя как следует: «Всем народом навалиться хотят, один конец сделать хотят». Пьер поражен их поведением. После масонской ложи он разуверился в честности и бескорыстности добрых помыслов. Ему показалось, что он понял одну страшную истину: каждый спасается от жизни, как может. Кто-то женщинами, кто-то деньгами, кто-то картами. Но цель у всех одна — забыть о неизбежной смерти. При Бородине герой осознал, что есть в жизни более высокие стремления, чем животный страх погибнуть.
Солдаты сразу мысленно приняли Пьера в свои ряды и называли его «наш барин». Герой находился в эпицентре сражения. Он видел мужество обычных, скромных людей. Но именно они привели к нравственной победе в Бородинском сражении. Сам Пьер обрадовался встрече с этими простыми, прекрасными людьми. Он понял огромную силу народа. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
Пьер с легкостью ушел от великосветского круга. Он радостно входит в новый, большой мир. У Платона Каратаева он учится смирению, кротости, вековой мудрости народа. Пьер не может принять кровь и убийство этой войны. Он видит, что простые французские и русские солдаты не враждуют друг с другом в осажденной Москве. Сам Пьер был на волоске от гибели, но остался жить, потому что противник отнесся к нему по-человечески. Тогда у героя возникает желание убить главного зачинщика войны — Наполеона. По всем расчетам Пьера это был настоящий антихрист. Но герою все же удается удержаться от греха. Он оставляет планы по убийству Наполеона, да оно ничего не решило бы в общем ходе войны.
Тяжелое и, в то же время, славное время испытаний закончилось. Из него Пьер вынес много важных уроков. Он женится на Наташе, и в их семье царит полное взаимопонимание. Пьер по праву обретает долгожданное счастье, как в личной, так и в общественной жизни.
Он проделал огромную эволюцию от неловкого, нерешительного мечтателя до активного исторического деятеля. Автор дает нам намеки, что Пьер участвует в движении декабристов. Это означает одно: духовные искания героя привели его к служению подлинным интересам своей родины, своего народа.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе