Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Кто виноват, что не сложились отношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского? (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)»
«Если сколько голов, столько умов, то сколько сердец, столько и родов любви», — сказала Анна Каренина, героиня одноименного романа Толстого, когда полюбила Вронского. И действительно, у любви нет единственного числа, у каждого она своя. Больше того, один человек может любить по-разному в разные периоды своей жизни.
Так, княжна Марья и Соня любят Николая Ростова не одинаково, князь Андрей любит Наташу Ростову не так, как Пьер, и не так, как он любил свою жену. Да и Наташа любит Андрея своей, ни на чью не похожей и неповторимой любовью.
В «Войне и мире» носителями лучших человеческих качеств являются Наташа Ростова и Пьер Безухов. Именно их любовные взаимоотношения проходят через все произведение, наполняя его высшим смыслом.
С самого начала романа Наташа более всего тяготеет к Пьеру, а он — к ней. Постепенно взаимное влечение Наташи и Пьера вырастает во взаимопонимание, в стремление поддержать друг друга. Но до осознания того, что они являются судьбой друг для друга, еще далеко — для этого им предстоит пройти долгий путь ошибок и скорбного опыта.
Для Наташи Ростовой таким опытом явились отношения с Андреем Болконским. Мы видим, что героиня способна вдохнуть жизнь в князя, сделать его «новым человеком». Однако их любовь трудна и сложна, это любовь с опасениями и недомолвками. Недаром Толстой описывает противоречивые чувства графини при встречах с будущим своим зятем: «Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек».
Одним из центральных эпизодов романа считается увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Конечно, оно возникло неслучайно. Тяжелые испытания, в том числе, долгая разлука с любимым, выпала на долю юной героини. Казалось, после сговора князя Андрея с Наташей все идет к благополучному концу: княжна Марья готова полюбить ее, готова убедить в пользе их брака старика Болконского, да и сам князь Андрей должен вот-вот приехать. Но многое еще было неясно.
Мы понимаем, что Наташе нужна поддержка, опора, а ее нет. Марья Дмитриевна приехала от Болконских ни с чем. Князя Андрея все нет. Родные не могут помочь героине — они не понимают взбудораженной души Наташи. Во встречах с настойчивым и привлекательным Анатолем она остается одна — в прямом и переносном смысле.
Силы этих героев неравны, не в пользу доверчивой девушки, видящей всех добрыми и счастливыми. Об Анатоле Наташа думает по-своему, как ей подсказывает ее высокое нравственное чувство. «Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» — говорит она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.
Причина драмы Наташи Ростовой заключается и в сложности, противоречивости характера Андрея Болконского. В его характере много враждебного душе девушки. Наташа прелестна доверчивостью, верой в человека. В момент встречи с князем Андреем «она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Болконский другой. Он часто бывает жесток и несправедлив. Гордый и самолюбивый до крайности, он так и не смог понять драму Наташи. Долго ей приходится ждать ответ на вопросы, касающиеся всей ее жизни: «…простит ли он меня когда-нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства?»
Наташа любит Андрея со всей силой, на какую способна, угадывает его желания, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана. Войдя в его жизнь, она живет ею — поэтому и ее жизнь кончилась, когда Андрея не стало.
Какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?
Княжна Марья огорчилась, увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера: «…Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его, — думала княжна Марья…» Но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права упрекать ее даже в душе своей».
Для Толстого красота и величие жизни — прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Потому-то он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. Это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Наташу возродило новое горе — гибель Пети. Она «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Кто виноват, что отношения Наташи и Андрея не сложились? Я думаю, что здесь нет и не может быть виноватых. Князь Болконский обладал сложным и тяжелым характером, уровень его духовного развития не позволял герою любить в полной мере, всей душой, забыв о себе и своих эгоистических интересах. Да и Наташа была еще настолько юна и неопытна, что не смогла научить этому Андрея. Да и нужно ли это было? Получилось бы это у нее? Возможно, она просто была бы несчастна с этим человеком всю жизнь.
Все, что ни делается, все к лучшему. В отношениях с Болконским Наташа получила бесценный опыт, стала мудрее и терпимее, отчетливо поняла, что ей нужно. Именно поэтому она встретила Пьера — «своего» человека, с которым обрела долгожданное женское счастье и покой.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе