Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого (по роману «Война и мир»)?»
По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека — тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа «Война и мир» проходят этот путь, встречаясь на своем пути со множеством разочарований.
Важно, что нравственные искания, по мысли писателя, свойственны только дворянству — крестьяне интуитивно ощущают смысл бытия. «Люди из народа» живут гармоничной, естественной жизнью, и потому им легче быть счастливыми.
Цель нравственных исканий героев Толстого — счастье. «Великое, непостижимое и бесконечное» открывается героям «Войны и мира» в простых, обыденных вещах, которые раньше, в период заблуждений, казались им слишком «прозаичными». Так, Пьер Безухов, попав в плен, понял, что счастье — это «отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни», а несчастливым человека делает избыток «удобств жизни».
Толстой учит видеть счастье в самых обычных, доступных абсолютно всем людям вещах: в семье, детях, в ведении хозяйства. То, что объединяет людей, и есть, по мнению писателя, самое важное и значительное. Вот почему попытки его героев найти счастье в политике, в идеях наполеонизма или общественного «благоустройства» терпят крах, приводят их к разочарованиям.
Способность к духовной эволюции — характерная черта «любимых», духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. «Чужые», «нелюбимые» герои Толстого (Курагины, Друбецкие, Берг) не способны к нравственному развитию.
Андрей Болконский и Пьер Безухов — представители интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не способны рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное».
Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие — приближенные к истинным — идеалы.
Главное духовное прозрение Пьера — это постижение ценности обычной, негероической" жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье — в самом человеке.
На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?».
Толстой показывает, что и в мировоззрении Андрея Болконского переломы — результат столкновения с проявлениями «живой» жизни (рождение, смерть, любовь, физическое страдание).
Этот персонаж также проходит сложный духовный путь. Его окончательное нравственное прозрение происходит после ранения под Бородином. Именно там он испытал любовь и жалость к своему врагу — Анатолю Курагину, потерявшему в бою ногу. Размышляя об этом человеке, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…»
Проходит свой «путь исканий» в романе и Наташа Ростова. От полудетской жизнерадостности и беззаботной, своевольной юности через раскаяние и мучительное сознание своей греховности (после истории с Анатолем), через боль от утраты близкого человека — князя Андрея — она приходит к счастливой семейной жизни и материнству.
Толстой показывает, что после замужества все интересы Наташи сосредоточены на семье — она выполняет естественное предназначение женщины: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». По мнению писателя, удивившая многих перемена в Наташе — вполне естественная реакция на требования жизни: теперь ей было «совершенно некогда» «украшать» себя, для того чтобы «нравиться другим.
Таким образом, Наташа Ростова в эпилоге — толстовский идеал женщины, выполняющей свое естественное предназначение, живущей гармоничной жизнью, свободной от всего ложного и наносного. Наташа нашла смысл своего существования в семье и материнстве — это и сделало ее сопричастной всей стихии человеческой жизни.
Пока человек жив, утверждает Толстой в своем романе «Война и мир», он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится к Андрею Болконскому, Пьеру Безухову, Наташе Ростовой.
Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие этих персонажей — сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе