Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)»
«Война и мир» — русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов.
Путь Пьера — это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления Александра 1 был бы не полон. Если в Пьере раскрыты типичные черты той среды, из которой вышли декабристы, то в Борисе Друбецком воплощен облик той части дворянской молодежи первой четверти века, которую Герцен назвал «дрянью Александровского поколения». Борис был участником войны 1812 года, но положительно на него это не повлияло. Не случайно он впоследствии оказывается в окружении злейшего врага Кутузова — Багратиона.
В романе показаны различия и расхождения между теми, кто был «дрянью Александровского поколения» и прославленными людьми 1812 года.
Сцена встречи Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого больного графа Безухова расположена почти в самом начале романа-эпопеи. К этому моменту мы знаем сравнительно немного о героях этого эпизода, однако уже известные сведения дают некоторое представление о личности каждого из них. Мы знаем Пьера как доброго, искреннего и справедливого, но многое не понимающего в жизни, слабохарактерного, наивного человека. Достаточно вспомнить гулянку у Анатоля Курагина и ее последствия! После этого события Безухов был выслан в Москву за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем. Высланный в столицу, Пьер приезжает в дом своего больного отца. Близкая смерть Безухова-старшего вызвала в светском обществе не сочувствие, а множество сплетен. Все суетились, пытаясь угадать, кому же старый граф оставит свое состояние.
Борис Друбецкой — сын бедной родственницы Ростовых, княгини Анны Михайловны Друбецкой. Борис с детских лет чувствует горечь оттого, что они с матерью бедны, вынуждены жить за чужой счет. Еще мальчиком он готовит себя к тому, что в жизни нужно достичь каких-то целей, сделать карьеру. Его никто не унижал, но он чувствовал себя униженным. В трудном положении ему оставалось только одно: сохранять спокойствие и выдержку, терпеть унизительные хлопоты матери и мечтать о том часе, когда он будет покровительственно смотреть на тех, кто сейчас оказывает ему «благотворительность». Борис горд, но его гордость порождена самолюбием и эгоизмом.
Вместе с матерью Борис приезжает в дом старого графа. Анна Михайловна изо всех сил и любыми возможными путями пытается добиться части наследства Безухова. В доме и происходит встреча Бориса и Пьера.
Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком. И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров.
Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться. Услышав о графе Ростове, он радостно «вспомнил» Бориса: «Так вы его сын, Илья…». На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына — Николаем. Пьер смущен и оттого, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он «замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него». Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова.
Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он разговаривает спокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не «князь Василий», и здесь не нужна почтительность. Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение. Борис естественен, искренен, он идет «напролом», говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове.
Гордость и самолюбие Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь — можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это. Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит по наследству титул графа. В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса.
Позже, в третьей части 1 тома, мы узнаем, что Друбецкой во время похода познакомился со многими «нужными» людьми, которые могли бы быть ему полезными, и через рекомендательное письмо от Пьера познакомился с князем Андреем Болконским, надеясь с его помощью получить место в штабе главнокомандующего.
В разговоре, который описан в начале романа, виден характер Пьера, но не Бориса. Безухову неловко за своего собеседника, как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Простоватый и доверчивый Пьер почувствовал «беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним». Вот таков был результат разговора Пьера и Бориса. То, чего не могла добиться унижениями и настойчивостью Анна Михайловна, было достигнуто ее сыном без унижений и труда. Борис — спокойный и благоразумный человек, знающий, какое слово надо сказать в нужном месте и в нужное время. Таким он пройдет через весь роман. Но, к сожалению, практичный ум, гордыня и карьеризм — это все, что есть у Бориса.
В этом эпизоде говорится о двух людях, воплощающих собой два мира: честный и бесчестный. У каждого из них своя жизнь: путь Пьера будет полон ошибок, заблуждений и разочарований, но всегда он будет искать истину, добро и справедливость. Борис же будет искать карьеру, положение, деньги — и он добьется всего этого. Однако еще в детстве он был открытым и искренним мальчиком, который впоследствии утерял простое, естественное счастье, способность любить. Главными ценностями для него останутся чины, поместья, ордена. Человеколюбию и простоте не останется места среди корысти и самолюбия.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе