Война и мир
Лев Николаевич Толстой
«Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
С возможностью делать добро людям.
Л.Н.Толстой
Автор романа «Война и мир», исследователь человеческой души, утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции. Основу «мысли семейной» романа составляют три три дома, три «породы» людей: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных — мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. Их семья открыто противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев не похожи друг на друга, во многом друг другу противостоят. Неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно старший князь Николай Андреевич не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына. Я хочу подробнее остановится на двух семействах — Болконских и Курагиных, охарактеризовать их, выявить сходства и различия между ними.
Центром семьи Болконских, несомненно, является князь Николай Андреевич. Он привлекает нас свей незаурядностью: «с блеском молодых и блестящих глаз, внушающий чувство почтительности и даже страха». Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели — деятельность и ум, постоянно был занят то писанием мемуаров, то математикой, то вытачиванием табакерок на станке, то работой в саду. Гордый и непреклонный, князь просит сына передать государю записки его после смерти. Когда наступила война, он не прятался и не сидел на месте, а организовал ополчение, вооружил людей, то есть использовал свой опыт для общества.
Абсолютная противоположность Болконскому — князь Василий Курагин. Он — отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: выгодно их женить или выдать замуж. Василий признается Анне Шерер в начале романа: «Мои дети — обуза моего существования». Говоря о своих сыновьях Ипполите и Анатоле, у него хватает наглости сказать: «…я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни». Василий Курагин фальшив, неестественен, алчен, порой даже груб. Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и интриг. Самое главное в его жизни — деньги и положение в обществе, и ради этого он готов использовать собственных детей.
Иные взгляды на воспитание детей у Николая Андреевича. У него были Андрей и Марья, и он любил их больше, чем себя, любил трепетно. Даже проявляя строгость и требовательность, отец желал им добра. Князь Болконский сам занимался воспитанием детей, никому это не поручая и не доверяя. Он был для них достойным отцом. Недаром у Андрея была настоятельная потребность общаться с отцом, ум которого он ценил и аналитическим способностям которого не переставал удивляться. И в самом деле, даже сейчас, в век телевидения и радио, редко встретишь человека, который «сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях мог обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Отцовские черты проявятся и в характере Андрея: он тоже разочаруется в свете и уйдет в армию. Деятельность сына так же неустанна, как и работа Николая Андреевича. Между ними царит понимание и взаимопомощь.
С дочерью отношения у Болконского-старшего сложнее. Он любит ее, но всячески это скрывает. Порой Николай Андреевич слишком сурово с ней обращался. Но Марья чувствовала не только страх, но и какое-то благоговение перед отцом. Сближение между ними произошло перед смертью князя. Никогда раньше не был он таким честным и нежным с дочерью. Почему же все время князь был так требователен к Марье? Он сам отвечает на этот вопрос: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». В своей собственной семье Марья повторит отцовский идеал семьи. Она станет такой же требовательной к детям, сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой. Таким образом, в семье Болконских мы видим любовь между ее членами, несмотря на то, что она нередко скрывается и не выставляется напоказ.
При создании семьи Курагиных Толстой использует прием антитезы (противопоставления). Это семейство способно только к разрушению. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея. Элен едва не разбивает жизнь Пьера, опутывая его ложью и фальшью. Курагины лживы, эгоистичны и хладнокровны. Позор сватовства все они переносят легко — Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только однажды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие — это равнодушное отношение ко всем, кроме себя.
Анатоль — это щеголь с прирожденным добродушно-победительным выражением лица. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Но внешняя напыщенность и важность, красота лица Анатоля и плеч Элен лишь компенсировали отсутствие ума у обоих. Их душевную черствость и подлость разоблачит Пьер, который ярко подметит: «Где вы, там разврат и зло». Курагины далеки от идеала толстовской семьи. Что Василий, что Анатоль и Элен — все озабочены только собой, не думают друг о друге, нет между ними духовного единения.
Все в их семье противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искренние слова: «душенька», «дружок», «мой друг». Василь Курагин тоже называет дочь «милое дитя мое», но это неискренне, а потому и уродливо.
В своем романе «Война и мир» Толстой показал нам идеальную семью Болконских, которых объединяет взаимопонимание, и семью Курагиных, между членами которой нет ничего общего, кроме фамилии. Толстовский идеал — патриархальная семья с заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого больше отдавать, чем брать. В такой семье отношения построены на добре, и к этому должен стремиться каждый из нас, ведь счастье в доме — надежная опора любого человека.
Другие сочинения по этому произведению
Война и мир" - энциклопедия русской жизни «Дубина народной войны» в романе