Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Штольцы и Обломовы в наше время»
Обломов — это буквально словесный портрет на сегодняшнюю молодежь. Если бы Гончаров жил бы и написал этот роман в наше время, мы бы могли с уверенностью сказать, что Илья Ильич Обломов — это прототип нашей молодежи. Конечно я не имею права обобщать всех, но как это ни горько, большая часть из нас, понимая того или не понимая, является почти копией на этого героя романа.
Как пишет Гончаров: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». То же можно и сказать про молодых людей и девушек: учеба и работа это какое-то бремя на их голову, всем хочется уж если не «покоя и мирного веселья», то веселья точно. Школа посещается только потому, что родителям это надо. Никто не чувствует тяги к знаниям, ведь все хотят развлекаться, ничего не делать, веселиться. Работа представляется как вечная мука, хотя наверно это приходит в более позднем возрасте, в случае если не находишь то дело, которое действительно твое (а я считаю, что оно есть у любого человека).
Однако Илья Ильич не всю жизнь пролежал на диване. Его старый друг — Штольц — видя, что Обломов совсем запустил себя, выводит его в свет, а в последствие знакомит с главной героиней романа — Ольгой Сергеевной Ильинской. Эта девушка не обычна и задевает, щекочет Обломова — он чувствует в ней бурю эмоций, тонкий внутренний мир, который есть и у него. Ольга вдохновляет его, он чувствует прилив сил, прилив той забытой молодости; Илья делает много изменений, переезжает со своей квартиры, больше не лежит после обеда и даже прячет свой халат. У Обломова начинается второй расцвет сил, он дышит полной грудью и каждая секунда его существования ему приятна.
С другой стороны интересно заметить, что он так и не поехал за границу, так и не съездил в Обломовку. Это вполне понятно — легкие дела делать легко и приятно, а там где надо превзойти себя, перейти на новую ступень развития, выложиться на все 120% - там не хватает воли. Именно воли и не хватило Илье Ильичу, чтобы окончательно распутаться из оков обломовщины. А вот пример из нашей жизни — все могут учиться на «удовлетворительно»,
И вот тут наступает переломный момент. Обломов переезжает жить к Пшеницыным. Тут — он барин. Это вам не Ольга и Штольц, которые каждый день только что и говорили как это Обломов разленился. Тут его не учат жить, ведь права на то не имеют, тут ОН барин. Да и мало кому это надо: Агафья Матвеевна только рада, что теперь у них есть такой приятный барин, который еще за ней и понемногу ухаживает; Тарантьеву с его братом ещё лучше — деньги они с него дерут только так; а всем остальным и впрямь не положено против барина дурного слова молвить. И вот в такой теплой, уютной обстановке всякая воля к самостановлению и реализации, естественно, умирает.
Хотелось бы отдельно сказать про внутренний мир Ильи Ильича. Сомнений нет, Обломов — это очень и очень чувственный человек, с непомерной «русской душой». Возможно, он бы мог стать великим поэтом, художником или музыкантом. Но, к сожалению, в тепличных условиях растут только овощи. Надо иметь волю, чтобы учиться и оттачивать то, что дано нам от природы; этот путь стоит многих жертв, но и плата за него бесценная.
Андрей Иванович Штольц — прямой антипод Обломову. Человек дела, действия, слова, он никогда не сидит на месте. Штольц весь поглощен своими делами, в которых видит единственный смысл жизни. Но для чего и во имя чего он трудиться? Обломову Штольц отвечает так: «Для самого труда, больше ни для чего. Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей. Вот ты выгнал труд из жизни, на что она похожа?»
И все это не случайно — надо сказать огромное спасибо отцу, который сумел воспитать не инфантильного сына-барина, а человека, который знает, что все зависит только от него и способного превзойти себя, делать великие дела.
Гончаров пишет, что «не было в нем той отваги, которая позволила бы ему, закрыв глаза, очертя голову, скакнуть через бездну. Нет, он сначала хорошенько измерит бездну и, если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». На мой взгляд, Штольц отходит только в одном случае — если он чувствует, что это не его вариант. И как мне кажется именно такая рациональность, смешанная с точным чувством знания, что надо выбрать в каждый отдельный момент,
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману