Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»»
Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман
Лучшее, что могла породить помещичья среда, — это Обломов с его «золотым сердцем». В личных проявлениях Илья Ильич чист и благороден, но он весь спрятан только в них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода в мир общественный. Девушка, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» — «Есть… Обломовщина», — отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычны для общественной жизни 1855 — 1862 годов. В этом заключается трагизм романа, в котором описана уходящая в прошлое патриархальная Русь.
Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Покой — идеал жизни героя, «его нормальное состояние».
Илья Ильич Обломов — русский помещик, живший в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, увлекался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых — Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов обладает многими положительными качествами. «Это хрустальная, прозрачная душа», — говорит о нем Штольц. Попытки друга пробудить героя к жизни ни к чему не приводят. Многие ответы на вопросы автор дает в «Сне Обломова» в девятой главе романа.
В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратясь отчасти в черты «обломовщины». Но эти же устои позволят герою сохранить естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. В обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в «Сне Обломова».
Сказка из «Сна Обломова» переходит в жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вловь герой погружается в «сонное царство», только оно уже именуется «жизнь». Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский, полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам в Обломовке: обременительная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода — пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича- это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего.
Обломов — лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, — основа всех поступков и действий Обломова.
В своем произведении Гончаров создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В образе Обломова воплощены типичные черты русского характера. Автор показал русского барина — ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для новой жизни, при этом мучается, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: «Стоит ради такой жизни вставать с дивана». Превратившись в ненужное и горькое прозябание, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич.
В своем романе, который можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончаров сумел реалистически отразить все те сложные процессы, которые проходили в русском обществе во второй половине XIX столетия. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведен образ русского барина, а с другой, — пороки современной автору действительности — «обломовщины».
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману