Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Нравственная проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»»
Роман
Главный герой романа — человек лет тридцати двух, приятной наружности. Его жизнь проходит весьма однообразно. Обломов происходит из дворянского рода. Это умный и образованный человек. Еще в молодые годы он мечтал служить России и стать уважаемым человеком. Однако после того, как герой стал чиновником, он вдруг осознал, что не хочет заниматься службой. Его жизнь теперь ограничивается диваном и широким халатом, в который можно было бы завернуться два раза.
Обломова отличает безволие и лень. Он не стремится к изменениям. Даже если возникают какие-то проблемы, то Илье Ильичу проще отступиться, чем действовать и решать трудности жизни.
Но важно отметить то, что Гончаров не относит Обломова к отрицательным героям, так как Илья Ильич — человек думающий и ценящий прекрасное. Даже Андрей Штольц, его друг, говорит о главном герое следующее: «Это — хрустальная, прозрачная душа».
Я думаю, что эти слова являются ключевыми в характеристике Обломова. Когда Андрей Штольц пытается «разбудить» в главном герое желание жить и трудиться, Обломов отвечает: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет».
Да, был момент, когда жизнь главного героя почти изменилась. Влюбленность в Ольгу Ильинскую должна была воскресить Илью Ильича. Но неумение героя идти во всем до конца, его неумение быть заинтересованным долгое время сделали свое дело. Гораздо больше Обломова привлекла простая любовь Агафьи Пшеницыной.
Я думаю, что эта женщина — исключительная личность, ибо она умеет чувствовать другого человека так, как никто другой. Ее любовь искренна и бескрайна. Думаю, что Агафья Матвеевна умеет «растворяться в любви» и не требовать ничего взамен. Она во всем пытается предугадать Обломова, понять и по достоинству оценить его.
Осуждая бездейственность и равнодушие Ильи Ильича к новой жизни, писатель все же не может принять идею о том, что только деятельные люди заслуживают уважения. Он видит в Штольце идеал нового времени, но не считает этого человека эталоном нравственного и духовного богатства.
В одной из бесед Илья Ильич спрашивает Штольца: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Думаю, в этих словах героя в некоторой степени проявились мысли и самого автора.
Таким образом, мы видим, что Обломов ценит в людях истинное, настоящее, а не то, что находится на поверхности. Нельзя не вспомнить здесь слова Добролюбова, который сказал о главном герое: «Обломов — не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».
Но, по моему мнению, такое отношение к жизни было заложено в главного героя с детских лет. Поскольку жизнь его в отчем доме только и ограничивалась обедами и сном, который охватывал все имение, Обломов становится рабом действительности. Он зависим от людей, которые создают для него материальное благополучие.
Но душевная чистота и человеколюбие делают Илью Ильича исключительным героем. По мнению Обломова, среди людей нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии». Я думаю, что здесь слово «симпатия» имеет немного иное значение и обозначает в некоторой степени «сочувствие», «сопереживание», чего не хватает обществу, которое всецело погрузилось в стремление материальных ценностей.
Я считаю, что для Гончарова очень важна проблема сохранения истинных ценностей, ибо перед ними все люди равны. Любовь, гуманизм, чувство собственного достоинства, любовь к родной стране и желание сделать ее лучше, самопожертвование — вот те основные моральные и духовные качества, которые строят человека, делают его личностью. Вот то основное, что отличает людей от остального мира. Автор призывает людей помнить об этом и стремиться к истинному, настоящему и вечному.
Я думаю, что данное произведение стало вершиной творчества Гончарова и занимает особое место не только в русской литературе, но и в мировой культуре.
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману