Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов»»
1"Обломов" «Обломов» — роман о любви.
2Женские образы в романе.
1) Воплощение грации и гармонии.
2) «Простая баба».
3) Выбор Обломова.
3Два лика любви в романе
Роман «Обломов» вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознавало губительность существующих порядков. Пороки поразили не только угнетенные, забитые слои общества, от бесправия и безысходности рабство не было спасено, но и господствующие классы погрязли в беспринципности, вседозволенности, лености, беззаконии, пресыщенности жизнью. Защитники крепостничества доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями культуры, чести и гражданского долга. Гончаров развенчивает этот миф. Он в своем романе исследует человеческую натуру путём противопоставления. В образах Обломова и Штольца мы находим две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе). Женские образы Ильинской и Пшеницыной тоже совершенно не похожи между собой, но они любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь.
В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и всё лучшие, что видел писатель в русском человеке. Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Именно в Ольге мы видим все отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ольга — чужая в своей среде. Но в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Что же видит Ольга в Обломове? Сначала болезненная неспособность этого человека к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил… Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь — тоже долг», а потому любовь уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути? … Никогда, ни за что!» — решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё — безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни… «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, — а ты умер уже очень давно», — с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». — «Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров. Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победил терзавшее её чувство. Её жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна — идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…». Я думаю, что эта простая, малокультурная женщина привлекла Обломова тем, что оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Её домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого дома обеспечила ему все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Она избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. Ольга стремилась к любви, искала её. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом находит человека, с которым надеется обрести счастье. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Героини очень разные, но их объединяют любовь и желание быть счастливыми. Любовь -сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему он остался с Агафьей — «простой бабой», а не с божественной Ольгой? Найти сходство в этих женщинах сложно. Они даже любили по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья — земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. Ольге нужен был «усовершенствованный» Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Мне кажется, поэтому, Обломов «испугался» требовательной любви Ольги. Агафья Пшеницына — хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого — отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счете, выбор героя.
Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Роман
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману