Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Тема движения и покоя в произведении И. А. Гончарова «Обломов»»
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.
Главный герой романа — ленивый Илья Ильич Обломов. Он целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность. «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его. Идеал жизни для Ильи Ильича — это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки. Мне кажется, что физическое движение Обломова почти полностью отсутствует.
Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе Ильи Ильича.
Именно от такой жизни и отказался Обломов. Ведь по своей сути он добрый, благородный человек. Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка.
Другое дело — приятель Обломова Иван Штольц. Он очень активный человек, полная противоположность Ильи Ильича. Ведя свое дело, Штольц разъезжает по всей России. Кажется, он успевает все: зарабатывать деньги, быть в курсе всех новостей, заниматься благотворительностью. Но, не смотря на все положительные качества, Штольцу очень сильно не хватает душевной мягкости, теплоты. Символично то, что он полунемец. Отсюда весь его педантизм, некоторая черствость, механичность.
Ольга Ильинская — это героиня, которая участвовала в судьбе и Обломова, и Штольца. Можно сказать, что она вобрала в себя все самое лучшее от обоих героев. Мягкостью, благородством, пониманием искусства она ближе Обломову, а деятельностью, активностью, энергичностью Ольга ближе Штольцу. Своей активностью, настойчивостью она пыталась изменить Обломова, но его «обломовщина» оказалась сильнее. В итоге Ольга выходит замуж за Штольца. Сначала он отвечает ее представлениям об идеальном человеке, но позже в ней появилась некое «смутное томленье», недовольство той активной жизнью, которую они вели со Штольцом. Видно, что духовно Ольга была выше Штольца. Ей было более важно движение души, чем движение тела.
Еще одной героине романа, Агафье Матвеевне Пшеницыной, присуще движение. Но это движение только физическое. Агафья была очень хорошей хозяйкой, она трудилась с утра до вечера не покладая рук. Именно своей хозяйственностью и хлебосольностью героиня и привлекла Обломова, который жил с ней до конца своей жизни. Пшеницына была всего лишь простой женщиной, она с трудом читала и писала. Духовно она была абсолютно не развита. И то, что Обломов сошелся с ней под конец жизни, также говорит о его духовном падении. Без развития души в доме Пшеницыной Обломов стал окончательно угасать и физически. Ему стало трудно двигаться, он побледнел, осунулся, предчувствовал свою близкую смерть и боялся ее. В конце концов, «…вечный покой, вечная тишина и ленивые переползания изо дня в день тихо остановили машину жизни».
Таким образом, одна из главных тем романа — это тема движения и покоя. Она связана со всеми главными героями произведения, проявляется в них по-разному. В романе мы видим постепенное затухание душевных и физических сил Обломова. Он не смог преодолеть страх жизни и начать двигаться. У Штольца много физического движения, но ему не хватает душевного. Ольга дополняет его, и их совместная жизнь становится более гармоничной. У них сочетается и физическое и духовное движение. У Агафьи Пшеницыной мы видим только физическое движение и полное отсутствие духовного, так же как и у светского общества, которое презирает Обломова.
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману