Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Пути, которые не выбрал Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»
Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то — семье, кто-то защите животных и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
Главный герой романа «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
Физическое бездействие — своеобразный выбор Обломова. Но какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
Один из главных героев романа — Иван Штольц — близкий друг Обломова. Он очень активный человек, полная противоположность Ильи Ильича. Ведя свое дело, Штольц разъезжает по всей России. Кажется, он успевает все: зарабатывать деньги, быть в курсе всех новостей, заниматься благотворительностью. Но, несмотря на все положительные качества, Штольцу очень сильно не хватает душевной мягкости, теплоты. И от жизни Штольца Обломов отказался, хотя получил с ним одинаковое образование и был с ним одного возраста. Иван Штольц, на мой взгляд, слишком суетлив и слишком «приземлен». Он гонится за материальной выгодой, за положением в обществе, при этом он не развивает свой духовный мир. Не все в нашем мире измеряется работой и деньгами.
Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство был присущ многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу. Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать — значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим — это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману