Обломов
Иван Александрович Гончаров
«Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов»).»
Роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» не иначе как: «Только не теперь».
Этот персонаж создан автором романа в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё. А во времена Гончарова было целое поколение Обломовых. Именно поэтому Добролюбов в своей статье «Что такое обломовшина?» возводит это явление в ранг общественнозначимого.
Таким образом, Обломов — результат воздействия среды, а не аномалия общества. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение — глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется писателями для раскрытия внутреннего мира героя, но Гончаров применяет его не только для этого. Для писателя главное — показать причины настоящего состояния героя. В этой главе автор, применяя приём ретроспекции, даёт подробное описание детства своего персонажа, доказывая, что обломовская лень — качество приобретённое, а не врождённое.
К тому же, сон в этом романе несёт ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает обычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, а также внесюжетным элементом. Потому что, хотя эта глава и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета, а призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня. Всё происходящее в Обломовке похоже на сказку. Всё здесь живо и одухотворено: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».
Там всё похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его за то, что он принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то — нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать — я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда — всё, что не касается привычного уклада жизни, выбивается из режима поел-поспал, пугало обломовцев: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать и больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку — буде болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только время дневного сна давало герою свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького Илюши.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Герой не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, и незачем. Главное, за чем следила мать Обломова, — чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминаетему, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?"
Вот так и протекало детство Обломова. Деятельная от природы натура его не развивалась, её заглушила забота домашних. Лишь много позже, под действием Штольца и Ольги Ильинской, сможет проявиться истинная натура Ильи Ильича. Но до этого ещё далеко, и Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Другие сочинения по этому произведению
«Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем» (по роману