Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов
«Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова »
«Горе от ума» — величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.
Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.
В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.
В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- «века нынешнего» и «века минувшего». Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, «как делали отцы», пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета «не должно сметь свое суждение иметь». Фамусов и все представители московского общества — ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка — все едино, не стоит ровным счетом ничего.
Главное для московских бар — служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: «Подписано, так с плеч долой».
Большую роль в создании общественного мнения играют чины и «орденки», которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что «есть многие каналы» для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, «ну как не порадеть родному человечку» при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому — Загорецкий, который «защиту от суда нашел» в домах Москвы, где его терпят только ради приличия. Нет, человеку без связей не добиться «степеней известных», недаром Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», — что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь «уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь».
Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать «учителей полки числом поболее, ценою подешевле». Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них — факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их «так, для больших оказий». Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует «смешение языков французского с нижегородским», подтверждает это. А все культурные события проводятся «для затей».
В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.
Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они «разливаются в пирах и мотовстве». Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.
Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».
Другие сочинения по этому произведению
"Безумный по всему " (Образ Чацкого) «Век нынешний» и «век минувший» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии