Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов
«Образ Чацкого»
Роль Чацкого — главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи…- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам
Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары…» Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского' дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам».
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях.
А в своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам». По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — определил
Другие сочинения по этому произведению
"Безумный по всему " (Образ Чацкого) «Век нынешний» и «век минувший» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии