Горе от ума
Александр Сергеевич Грибоедов
«Социальная и личностная концепция в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».»
В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии.
В основе композиции комедии лежит приём антитезы. Противопоставляются между собой сторонники барской Москвы и группа новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. «В моей комедии,-- писал Грибоедов,-- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Фигура Чацкого, получает, таким образом, особое место в пьесе и становится крупной, сильной.
Какова же эта исключительная личность, посмевшая выступить против толпы глупцов?
Детство своё Чацкий провёл в доме Фамусовых, затем была служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу — и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23−24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
Как человек нового поколения, он противостоит старому и, по его мнению, отжившему, делая острые, колкие замечания о дворянском воспитании:
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле.
О преклонении перед иноземным:
С ранних лет привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья.
Давал меткие характеристики людям («трое из бульварных лиц», «наше солнышко»), умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. «Сам толст, его артисты тощи»,-- говорил он об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В учёный комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
За границей Чацкий «ума искал», то есть — учился. Кроме научных истин он мог там «крепко набраться новых правил». Теперь Чацкий «вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов».
Он небогатый дворянин («душ триста-четыреста»), отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий:
Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!».
Противостоят Чацкому московские дворяне — это круг тесно связанных между собою людей. Его противники — это «свет». Это «тузы», как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданкого долга. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы даёт нельзя богаче».
Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна. В заключительных сценах всё меньше лёгкой насмешки, всё больше авторских раздумий. В конце пьесы Чацкий как будто проиграл, он уезжает из Москвы. Но поражение главного героя временное. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступил в этой борьбе, сохранил свой ум и силу. Враги же нашего героя остаются в трудном положении. Насмешка автора уничтожила их. Нет их былого величия.
И всё же, почему автор оставляет Чацкого одного, заставляя его, по меткому замечанию
Конечно же, такая расстановка сил не случайна. Этим автор подчёркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. Но есть и ещё один аспект, на который необходимо обратить внимание.
Многие критики отмечают, что Чацкий — второе «я» Грибоедова, который был обуреваем теми же страстями и теми же идеями. А если возможно провести параллели между автором и его героем, по крайней мере в отношении их взглядов, то, следовательно, мы имеем право обращаться к биографии Грибоедова, с целью разъяснения идеологической нагрузки образа Чацкого.
Один из важнейших и определяющих обстоятельств жизни и творчества Грибоедова была его принадлежность к поколению первых русских революционеров. Молодость драматурга совпала со временем бурного общественного возбуждения и подъёма в результате блестящей победы над Наполеоном. Русские офицеры, вернувшиеся из Европы, пылали свободомыслием. Стали складываться политические организации декабристов.
С юных лет Грибоедов познакомился и общался с передовыми людьми России: Чаадаевым, Катениным, Пестелем… Тесная дружба, общение и вполне очевидное единомыслие связывали его со многими из будущих декабристов.
Однако единомыслие это было очевидным только в программном отношении. Декабристскую тактику политического заговора реалистически трезвый Грибоедов вряд ли принял и членом декабристских организаций, по-видимому, он всё же не стал. Ему приписывают скептические высказывания, свидетельствующие о расхождении драматурга со своими друзьями по тактическим вопросам и о неверии его в возможность завоевания власти силами одних заговорщиков, без участия народных масс: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России»; «Я говорил им, что они дураки».
Не разделяя тактики тайного заговора, не веря в успех восстания, преодолевая свойственный декабристам романтизм, Грибоедов, однако, был, несомненно, близок политическим идеалам декабристов. Как Пушкин, как Давыдов, Грибоедов шёл с декабристами как бы параллельным курсом.
Таким образом, автор комедии «Горе от ума» выводит перед читателем образ Чацкого, поставленного одного в круг недоброжелателей, преследуя две цели. Первая цель, как уже было сказано, — подчеркнуть исключительное положение людей с новыми взглядами.
Вторая цель такова. Так как Грибоедов считал, что главной причиной разгрома декабристов может стать их малочисленность, то и одиночество Чацкого возникло не случайно. Автор хотел подчеркнуть финалом комедии, что поражение героической личности закономерно. Один в поле не воин. Грибоедов был уверен, что без поддержки народа разрушить старый уклад России невозможно. Конфликт личности с социумом обречён на провал и уход со сцены меньшинства, пусть временный.
Можно сказать, что Грибоедов ратовал за разумное противостояние. «Не бойтесь перемен, бойтесь быстрых и бессмысленных революций».
Другие сочинения по этому произведению
"Безумный по всему " (Образ Чацкого) «Век нынешний» и «век минувший» «Век нынешний» и «век минувший» в комедии